Вход
Регистрация

Новости

Мы в соцсетях: FacebookVKYoutubeInstagram

Гражданское общество, власть, бизнес — кому Байкал?

29.09.2021 320



«Думаю, что именно здесь, на Байкале, может быть, удастся остановить инерцию истребления природы, — говорит герой Шукшина, директор завода Василий Васильевич Черных. Это ведь Байкал... Вся страна встала на его защиту»

Фильм «У озера», 1969

Эффективный диалог органов власти, бизнеса и общества — необходимое условие устойчивого, сбалансированного развития. Развитие в условиях территории природного и культурного достояния, чем является Байкальская природная территория, требует особенно внимательного и доверительного диалога. Ключевым участником такого диалога является гражданское общество и представляющие его неправительственные организации и активисты. Потенциал и опыт построения диалога и состояние развития неправительственного сектора на Байкале очень высоки, но сегодня этого совершенно недостаточно для сохранения Байкала.

Гражданское общество — зачем оно?

Все базовые документы, определяющие статус и цель государства Российского, указывают, как это сформулировано в Конституции России (ст 2, 3): человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Единственным источником власти в России является её многонациональный народ.

В развитие этих положений Президент России декларировал национальные цели развития до 2030 года как прорывное развитие России, связанное с увеличением численности населения, повышением уровня жизни граждан, созданием комфортных условий для их проживания, а также раскрытием талантов каждого человека (Указ от 21.07.2020 № 474). Иными словами, смысл и содержание существования и деятельности органов власти государства — рост благополучия и возможностей самореализации граждан страны. В стратегии развития страны-2024, разрабатываемой по поручению Президента России, говорилось, что здоровье и образование граждан, снижение бедности — главные условия развития страны, а к 2024 году продолжительность здоровой жизни вырастет почти на пять лет, семьям с детьми и пенсионерам будет обеспечен достойный уровень жизни, каждый россиянин сможет получить современное образование и овладеть навыками, необходимыми для успеха в XXI веке.

Очевидно, что сделать человека счастливым без диалога с ним, окружающим его сообществом, невозможно, — навязанного счастья не бывает. А значит, должны быть сформированы и работать площадки и механизмы, обеспечивающие такой диалог, в ходе которого стороны не только видят друг друга, но и слышат. Причём эти площадки и механизмы должны обеспечивать диалог участников как равных, когда каждая сторона свободна, независима и инициативна, а не как это происходит, скажем, при допросе следователем обвиняемого (тоже своего рода диалог). Равный статус граждан и их объединений в диалоге с властью, стремящейся улучшить их жизнь, сделать её более комфортной, возможен только в условиях сильных общественных институтов, авторитетной деятельности различного рода сообществ, составляющих в совокупности гражданское общество. Одно из его определений звучит так: гражданское общество — это совокупность независимых от государства общественных институтов (семейной, экономической, социальной, национальной, религиозной и иной направленности), призванных обеспечить реализацию отдельными индивидуумами и целыми коллективами их политических, экономических, культурных и духовных нужд и потребностей.

Этапы развития общественного движения на Байкале

Гражданское общество на Байкале и, в первую очередь, некоммерческий сектор, имеет давнюю историю. Ещё в начале 19 века здесь были поселены ссыльные декабристы с семьями. Многие из них носили титулы графов, князей, были родовитыми дворянами. Их высокий статус сделал неизбежным уважение и учёт мнений и культурных подходов декабристов местными властями. Так был заложен высокий «генетический» культурный код прибайкальцев. В 60-х годах прошлого, XX века, на берегах Байкала появилось бардовское движение, сформировавшее мощную культурную прослойку в регионе, оказавшую прямое влияние на возникновение и развитие гражданских институтов, его лидеров, таких как русский писатель Валентин Распутин.

По инициативе Движения дружин охраны природы и Социально-экологического союза в конце 80-х прошлого века была организована первая в истории общественная экологическая экспертиза — экспертиза состояния озера Байкал, привлёкшая учёных всей страны. С тех пор активными участниками байкальского диалога стали академические институты во главе с Лимнологическим институтом СО РАН. Тогда же возникло «байкальское движение», объединившее большое число разнонаправленных инициатив, организаций и активных граждан, сохранившееся до сегодня, благодаря подчёркнуто внеполитической ориентации и сетевому принципу построению деятельности.

Системную поддержку общественному движению в защиту Байкала и росту эффективности его участия в равноправном диалоге с властью оказал проект Глобального экологического фонда «Сохранение биоразнообразия в Байкальском регионе» (1998–2003 гг.), как и ряд других программ и проектов.

К середине нулевых годов XXI века байкальское гражданское общество стало одним из самых влиятельных в стране, а его лидеры тиражировали опыт эффективного построения диалога общества, власти и бизнеса в других регионах.

Ужесточение законодательства об НКО в последние годы и резкое снижение доступного финансирования для деятельности, в силу фактического запрета получения грантов из-за рубежа, привели к снижению гражданской активности в регионе. Так, например, из 3560 НКО в Иркутской области в 2008 году сегодня осталось около 3300, большая часть из которых малоактивна.

Достижения гражданского общества в защиту Байкала

Главное и безусловное достижение долговременной разнообразной культурно-просветительской и образовательной активной деятельности НКО, учёных, деятелей культуры и других — в России сформировалось устойчивое восприятие Байкала как общезначимой ценности, нуждающейся в сохранении. И все вопросы, в том числе на высшем государственном уровне, решаются исходя именно из этого императива.

Ценными были выстроенные международные проекты и программы по изучению и сохранению озера, например, «Тахо-Байкал Институт» — совместная инициатива российских, американских и монгольских активистов с местом действия во всех трёх странах.

Безусловны заслуги «байкальского движения» в защите озера от рисков разлива нефти и предотвращении строительства трубопроводов «Восточная-Сибирь - Тихий океан» и «Ангарск-Дацин» близ Байкала, остановке строительства «монгольских ГЭС», грозящих обезвоживанию озера. Главными действующими движения стали «Байкальская экологическая волна» и «Бурятское региональное объединение по Байкалу».

Крайне важным является активное участие коалиции НКО в работе комитета ЮНЕСКО по Всемирному культурному и природному наследию, объектом которого с 1996 года является озеро Байкал.

Как пример эффективного взаимодействия со структурами, принимающими решения, и значимой роли гражданского общества в предотвращении рисков для Байкала — отказ правительства России, после интенсивной общественной кампании, от сжигания на берегах озера всего объема отходов из шламонакопителей БЦБК, а также отказ «Российских железных дорог», после комплексной общественной экологической экспертизы, проведённой неправительственными организациями, от планов сжигания содержимого так называемого «фенольного озера» в г. Улан-Удэ.

При этом, безусловно, важно оценивать нацеленность гражданских кампаний и понимать ответственность за участие в них чтобы по возможности избегать таких социальных последствий, как например, лишение доступного заработка для местных жителей из-за полного запрета лова омуля, в условиях отсутствия иных вариантов доходов для жизнеобеспечения.

В последние годы сообщество в защиту Байкала является постоянным, а в ряде случаев и эффективным участником диалога с властью и бизнесом в вопросах регулирования уровня озера Байкал, определения перечня запрещённых видов деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и других.

Преодолевая препятствия

Сегодня на Байкальской природной территории сформировался широкий диапазон общественной активности в области культуры, межнациональных отношений, образования, правозащиты, экологии, зоозащиты, помощи гражданам с ограниченными возможностями, ветеранам, женщинам, молодёжи, детям, спорту и другие. Вовлечение этого огромного потенциала в диалог в интересах сохранения Байкала, роста благополучия и возможностей самореализации граждан, проживающих на его берегах — задача, решение которой необходимо найти и органам власти, и бизнесу, и самому гражданскому обществу.

Ввиду слабой вовлеченности органов власти в диалог с НКО, роль стратегического партнёра для гражданского общества может перейти к бизнесу, заинтересованному, по смыслу, в своём стабильном развитии, сохранении прибыльности. С оговоркой, что этот бизнес — социально ответственный, или, как это сегодня называется, — приверженный ESG управлению (экология, социальность и качество системы управления).

Само гражданское общество и его актив, НКО, из-за острой нехватки финансирования, несмотря на развивающиеся национальные и региональные грантовые программы, фактически прекратили реализацию долговременных программ и системных проектов, а низкий уровень жизни и усиливающаяся безработица значительно сократили приток новых кадров в НКО и общественную активность.

Заметно ослабляет потенциал НКО, как участников диалога с властью и бизнесом, их разобщённость. Ещё в 2013 году, в рамках проекта «Белой книги бассейна озера Байкал», отмечалось это явление, при том, что в регионе тогда действовало 80 экологических НКО. Предложенный тогда проект создания сети НКО «Друзья бассейна Байкала» не получил развития.

Движение вперёд

По оценкам экспертов, несмотря на отсутствие организационного оформления, «байкальское движение», охватывающее НКО, культурные, образовательные организации, институты РАН и учёных, меценатов и предпринимателей, продолжает существовать.

Ранее, пока было доступно финансирование иностранных фондов в интересах сохранения Байкала, «движение» также выполняло исследовательские и аналитические проекты, способствующие оценке текущей ситуации и выработке необходимых мер защиты озера, участвовало в развитии законодательства, осуществляло общественный мониторинг, было активно в иных вопросах развития БПТ и сохранения озера Байкал. Все это ещё наблюдается, однако, в значительно усечённом масштабе.

В тренде видов деятельности НКО, поддерживаемых сегодня органами власти и бизнесом, — добровольческие проекты. Их направленность — противопожарные команды, уборки водоёмов и парков, лесопосадки, сбор отходов. Фактически поддерживаются именно те направления деятельности, которые не формируют и не развивают площадки для диалога и не оказывают влияния на решения и инициативы власти и бизнеса.

Вместе с тем, формированию и развитию таких площадок, полноценному участию гражданского общества в развитии БПТ, как, впрочем, это справедливо и для всей страны, способствовало бы совершенствование законодательства в части обеспечения равноправного участия граждан и НКО при принятии решений органами власти и бизнесом, в частности:

- принятие федерального закона об основах порядка проведения общественных обсуждений, включая возможность придания их итогам юридической силы;

- внесение поправок в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», сокращающих допустимые сроки для обязательного ответа гражданам на их обращения до 10 дней, гарантирующие возможность электронной подачи обращений с помощью сети интернет и обязательность обсуждения ответов на обращения с авторами, кроме случаев, когда это по исключительным причинам невозможно;

- внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях России и Уголовный кодекс России, предусматривающих ответственность за нарушения и манипулирование волеизъявлением граждан при проведении общественных обсуждений/слушаний (по аналогии с ответственностью за нарушение требований законодательства «о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров...», ст. 15.23.1. КоАП РФ);

- внесение поправок в ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и др., обеспечивающих формирование состава общественных палат органами власти по предложениям экспертного сообщества с заранее установленными квотами, в частности (не менее): СО НКО — 20%, экоНКО — 10%, национальные — 10%, отраслевые — 10%, ветеранские — 10%, в области культуры — 10%, а также «расколлегизирование» порядка принятия решений в общественных палатах, предоставив право принятия решений по вопросам полномочий палат их комиссиям, рабочим группам, членам;

- внесение аналогичных поправок в Распоряжение Правительства России от 30.01.2014 № 93-р: «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти» в части формирования, порядка принятия решений и прав членов для общественных советов при органах власти;

- разработка мер по расширению представительства на официальных площадках диалога (общественные палаты, общественные советы) наиболее активных защищающих Байкал НКО;

- реализация долговременных (от 3 лет) грантовых программ, нацеленных на проведение экологических исследований, общественных экспертиз, мониторинга, контроля природопользования и состояния окружающей среды, в том числе для образовательных учреждений.

- поддержка деятельности НКО в качестве негосударственных ресурсных центров развития НКО.

Проект «Оценка экологических и социальных проблем Байкальской природной территории»

Проект «Оценка экологических и социальных проблем Байкальской природной территории», реализуемый ЭкоЦентром «Заповедники» в целях подготовки предложений к разработке стратегической экологической оценки для Байкала, планирует принять активное участие во вторых «Шапхаевских слушаниях», запланированных на ноябрь 2021 года, и на площадке по развитию диалога власть-бизнес-общество «слушаний» предложить и обсудить новый комплекс мер по развитию этого самого диалога.

 

 

Подготовлено в рамках Проекта «Оценка экологических и социальных проблем Байкальской природной территории»

Эксперт по направлению «гражданское общество» А. Фёдоров

 

Фото ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»: baikal-1.ru