Вход
Регистрация

Новости

Мы в соцсетях: FacebookVKYoutubeInstagram

Что мешает решению проблем с отходами на Байкале?

10.09.2021 286



Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и утверждены территориальные схемы обращения с отходами, третий год реализуется реформа отрасли обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Одним из ключевых компонентов реформы стал институт «региональных операторов», внедрение новой системы организации сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов. Региональные операторы определены на конкурсной основе и все лица, как физические, так и юридические, находящиеся в зоне его деятельности, обязаны заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с отходами.

Для отдельно взятого человека, казалось, ничего не изменилось, кроме появления дополнительной квитанции за услуги, вызывающей недоумение.

До настоящего времени потребитель услуги не задумывался, сколько стоит эта услуга и какова ее составляющая. В действующие тарифы заложены не все затраты, установленные требованиями действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. К таким затратам необходимо отнести обработку, сортировку, утилизацию. Общество до настоящего времени не осознало, что образовывать отходы – это очень дорого.

Действующая система управления отходами основана на обеспечении санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности при обращении с отходами, захоронении основной массы образующихся отходов и не стимулирует их сортировку, переработку при ежегодном приросте их образования.

Анализ ситуации на БПТ в рамках Проекта «Оценка экологических и социальных проблем Байкальской природной территории» показал, что положительные результаты развития реформы неочевидны, усилия и концентрация происходящих процессов реформирования не приведут к ожидаемым результатам.

 

1. Развитие инфраструктуры по размещению, обработке и утилизации твердых коммунальных отходов.

На БПТ остается острой проблема строительства объектов инфраструктуры по размещению и переработке отходов, обеспечения современным оборудованием и техническими средствами. Даже центральная экологическая зона БПТ не обеспечена лицензированными полигонами. За два года реформы в Иркутской области ввели в эксплуатацию два новых полигона в Черемховском и Слюдянском районах, еще два проектируются, закупается контейнерный парк, строятся контейнерные площадки.

В Республике Бурятия существуют сортировочные мощности, но включить их в схему обработки отходов не представляется возможным по причине высоких затрат на эксплуатацию и увеличение тарифа для населения.

Для ликвидации около 700 неорганизованных объектов размещения отходов, которые зарегистрированы на БПТ требуются значительные финансовые средства, время и легальные объекты размещения отходов.

 

2. Текущие целевые показатели развития реформы.

В конце мая 2021 года Росприродназор опубликовал сведения об образовании, обработке, утилизации отходов производства и потребления, представленные региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами по Иркутской области и Республике Бурятия.

Паспортом федерального проекта «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» установлены следующие целевые показатели по стране:

- показатель «Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов» составляет 25,2% к 2024 году (11,34% – 2020 год);

- показатель «Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов» составляет 42% к 2024 году (18,9% – 2020 год) .

Анализ сведений об образовании, обработке, утилизации отходов производства и потребления, представленных региональными операторами, осуществляющими деятельность с твердыми коммунальными отходами по Иркутской области и Республике Бурятия, свидетельствует о том, что показатели федерального плана по утилизации и обработке ТКО не выполнены.

В Иркутской области в 2019 году на обработку было направлено только 0,4% отходов от общего объема образования отходов. Утилизация отходов ТКО региональным оператором не осуществляется, показатель не отражается в отчетности, весь объем отходов идет на захоронение.

В Республике Бурятия в 2019 году на обработку направлено 5,6% отходов от общего объема образования отходов, в 2020 году 63% отходов от общего объема образования отходов.  На утилизацию в 2019 и 2020 годах направлено более 9% отходов, объем захороненных отходов в 2020 году составил 66% от общего объема образования отходов.

 

3. Что мешает решению проблем с отходами на Байкале.

Причины, сдерживающие развитие системы обращения с отходами, очевидны: 

- отсутствие мусороперерабатывающих предприятий по извлечению и дальнейшему использованию ценных компонентов из отходов в качестве вторсырья (в Иркутской области);

- отсутствие в ряде муниципальных районов санкционированных объектов размещения отходов;

- превышение экономически обоснованных затрат на исполнение услуг над установленными тарифами (плечо вывоза отходов, экономическая обоснованность тарифа с уровнем жизни);

- отсутствие организованной системы сбора вторичных материальных ресурсов.

 

4. Почему не заходит в регионы развитие инфраструктуры?

Сегодня территориальные схемы по обращению с отходами субъектами разработаны, определен перечень необходимых объектов для строительства и закупки необходимого оборудования, с размером «разрешения» – до контейнерных площадок и контейнерного парка для каждого населенного пункта. Имея возможность практически без ограничений получать поддержку из федерального бюджета для БПТ по национальным проектам «Чистая страна» и «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» Иркутская область не вошла ни в один проект.

По федеральному проекту формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая создание условий для вторичной переработки, утилизации всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления, предполагается выделение финансирования с использованием современных финансовых инструментов.

С этой целью создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор», которая оказывает меры поддержки в соответствии с  Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 20.12.2019 года № 1727. В соответствии с п. 7 Постановления, финансирование проектов осуществляется в следующих формах:

а) участие в уставных капиталах инвесторов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предоставление поручительства по кредитам, займам и другим обязательствам инвесторов.

Иркутская область планировала строить межмуниципальный мусороперерабатывающий комплекс для городов Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское и заявиться для получения поддержки в федеральном проекте.

Проведя анализ действующих концессионных соглашений в сфере обращения с ТКО, заключенных в других субъектах Российской Федерации, стало очевидным, что возврат инвестиций концессионера предусмотрен исключительно за счет тарифной выручки, что приведет к увеличению тарифа   для населения в 4-7  раз. А нетарифная выручка по концессионному соглашению составляет незначительную долю и не может быть источником возврата инвестиций.

Учитывая формы федерального финансирования, Правительством Иркутской области принято решение о необходимости расторгнуть контракт на выполнение работ по разработке проектной документации для строительства мусороперерабатывающего комплекса. Инвестор (региональный оператор в Иркутской области) готов в рамках концессионного соглашения на строительство мусороперерабатывающего комплекса при получении гарантий органов исполнительной власти (бюджет области) компенсировать затраты инвестора и гарантировать объемы ТКО, направляемые на переработку, в том числе через тариф. Но таких решений на региональном уровне до настоящего времени не принято.

Федеральный проект «Чистая страна» предусматривает ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и особо опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. По условиям финансирования необходимо такие объекты поставить в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и разработать проект. Такие объекты в Иркутской области не подготовлены и, учитывая сроки подготовки проектов, до 2024 года не будут подготовлены.

Республика Бурятия участвует в федеральных проектах и за последний год внесла два объекта в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, разработала проекты для строительства полигонов в с. Баргузин, с. п. Мухоршибирское, г. Улан-Удэ и мусоросортировочный комплекс. В рамках федерального проекта «Чистая страна» Республика Бурятия подготовила проект рекультивация свалки в пгт. Усть-Баргузин Баргузинского района.

  • проектно-сметной документации и всей необходимой документации для получения федерального финансирования является одной из причин, тормозящих этот процесс, поскольку занимает большой интервал времени и имеет высокие риски получения отрицательного заключения при прохождении экспертиз. Свалки, которые необходимо ликвидировать, очень часто расположены на землях, включенных в состав ООПТ, относящихся к федеральной собственности, на землях лесного фонда, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.  Оформление земельных участков в муниципальную или областную собственность, а также перевод из одной категории в другую может занять до двух лет.

 

И что в результате?  Даже наличие работающей территориальной схемы обращения с отходами в субъектах не решает проблемы с отходами на Байкале без современной инфраструктуры. Не срабатывает административный ресурс? Тариф, не учитывающий обработку отходов? Неосознанность общества к сокращению потребления и культуре потребления? Ответы на все эти вопросы требуют индивидуальной проработки.

Результаты, заложенные национальными проектами, не будут исполнены без:

ускорения темпов развития инфраструктуры по размещению, утилизации и обработке отходов;

получения инвестиций из федерального бюджета на развитие инфраструктуры и ликвидации объектов накопленного ущерба;

регулирования тарифов с учетом сортировки и переработки отходов для БПТ, возможно с государственной дотацией на единицу объема переработанных или сортированных отходов;

повышения ответственности и квалификации административного ресурса, отвечающего за реализацию стратегических направлений, заложенных национальными проектами;

экологического образования и просвещения на каждом уровне образовательной системы для формирования ответственности каждого члена общества за образование ТКО и их возможную переработку;

разработки планов на введение в субъектах раздельного сбора отходов, хотя бы по основным компонентам (бумага, картон, ПВХ, стекло…)

 

 

Эксперт по вопросам обращения с отходами Н.Г. Абаринова