Вход
Регистрация

Заповедные острова

Мы в соцсетях: VKYoutube

Содержание номера

Скрыть содержание

К читателям

Тернистый путь к природосообразности

Память

До свиданья, Папа переднеазиатских леопардов

Главная тема

Эпоха экопросвещения: Как ЭкоЦентр «Заповедники» и фонд «Заповедное посольство» учат человека и природу понимать друг друга и почему это так непросто

Позиция

Ирина Таранец: Главная проблема — отсутствие экологического мировоззрения

Успешные практики

Михаил Косарев: нам помогают развиваться Капова пещера и бортевая пчела

Арктиковедение — инновационное образование в «Русской Арктике»

Светлана Юшкова: Нацпарк «Красноярские Столбы» системно просвещает и ценит общественную поддержку

Экопросвещение сегодня – чистый Байкал завтра

Ответственный путешественник на Камчатке

Волонтерство

«Раифские помощники», мы будем скучать! Волонтёрское лето в Волжско-Камском заповеднике.

Четыре истории из Печоро-Илычского заповедника

Московские студенты-технологи в помощь Катунскому заповеднику

Путеводитель

В тур по экоцентрам Москвы

Исследования

Байкал воспроизводящийся

Мир заповедных животных

Спасение жабы из Красной книги

Содержание

Арктиковедение — инновационное образование в «Русской Арктике»


Визит-центр Национального парка «Русская Арктика». Фото предоставлено Н.М. Бызовой

Арктика — чрезвычайно интересная и многообразная природная территория с невероятным культурно-историческим наследием. Как дать возможность современному человеку лучше узнать Арктику? Как упаковать и транслировать эти знания? О создании уникального проекта Арктиковедение нам рассказывает директор визит-центра «Русская Арктика» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, кандидат географических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Наталья Михайловна Бызова.

Отличительной чертой современного образования являются разнообразные междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды. Арктиковедение представляет собой интеграцию современных научных знаний и национально-регионального компонента в образовании и воспитании молодёжи. Региональный подход способствует не только более глубокому изучению природных, социальных явлений и процессов, происходящих в Арктике, но позволяет определить влияние международных, государственных факторов в их динамику.

Национально-региональный компонент способствует возрождению нравственного потенциала личности, её самосознания, национальной гордости за сохранение и развитие духовных традиций. Учет экономической, экологической, социально-культурной структуры региона, его исторических и национальных особенностей позволяет обогатить содержание учебно-воспитательного процесса для сохранения и развития духовно-нравственных традиций Российской Арктики.

Арктика — единая природная территория вокруг Северного полюса в пределах Северного полярного круга с суровыми природно-климатическими условиями, разнообразными ресурсами и самобытным населением. В состав Арктической зоны России наряду с Северным Ледовитым океаном входят арктические острова и часть материковых побережий. Высокоширотное положение, большая протяженность с севера на юг и с запада на восток, различный характер поверхности при дефиците света и тепла влияет на физико-химические, биологические процессы в наземных и морских природных комплексах.

Современное экологическое состояние арктической зоны России зависит не только от природных условий территории, но и от истории открытия, освоения и характера природопользования в прошлое и настоящее время. Коренное население во многом сохранило многовековой уклад жизни в суровых условиях Арктики. До наших дней в приоритете гармония обитания в легко ранимом окружающем мире, бережное отношение к природно-ресурсному потенциалу территории. К самому северному региону Земли в связи с освоением его стратегических богатств отмечается пристальное внимание, как со стороны ученых, политиков, крупных компаний, так и учебных заведений Арктической зоны России.

 

Разработка и внедрение проекта

В 2018 году ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика», ФГАОУ ВО «Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова» и опорное учебное заведение при РАН МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа № 45» приступили к разработке совместного проекта Арктиковедение.

Основной задачей проекта является изучение и сохранение природы и культурно-исторического наследия Арктики для развития активной современной личности, способной адаптироваться к новым научным и технологическим знаниям.

Реализация проекта осуществляется в рамках учебной и внеурочной деятельности обучающихся всех ступеней общеобразовательных учреждений. Учет возрастных особенностей обучающихся обеспечивает преемственность между этапами образовательного процесса на уровне содержания, методик, технологий обучения и воспитания. Укрепление интеграционных связей между содержанием обязательных и дополнительных предметов учебного плана позволяет систематизировать умения и навыки для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования.

Одним из неотъемлемых условий эффективной реализации проекта является надлежащее учебно-методическое и информационное обеспечение. Его основа разработка и создание учебно-методического комплекса, включающего дидактический материал, соответствующий организационной форме образовательного процесса. Содержание учебно-методического комплекса предоставляет учителям и учащимся возможность получить достоверную информацию об Арктике, позволяет проверить результаты и эффективность своей работы.

Обучение проходит в образовательных учреждениях любого типа. Занятия могут быть в детских садах, школах, визит-центрах национального парка «Русская Арктика», музеях, детских лагерях отдыха. Модель организации образовательной деятельности учреждения выбирают самостоятельно. Она может быть реализована на уроке и во внеурочное время, с применением сетевой формы обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, электронного обучения с дистанционными образовательными технологиями.

Геологическая коллекция в визит-центре Русская Арктика. Фото предоставлено Н.М. Бызовой.

За время реализации проекта Арктиковедение разработана парциальная программа «Здравствуй, Арктика!» дошкольного образования. Активное участие в ее создании принимает педагогический коллектив МАДОУ Детский сад № 157 «Сиверко» совместно ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика», Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова и Архангельским областным институтом открытого образования.

Программой, согласно ФГОС дошкольного образования, предусмотрено формирование у ребенка активного познавательного интереса с расширением кругозора, экологической культуры и приобщения к истокам национальной региональной культуры родного края. Знакомство с уникальными природными условиями Арктики будет способствовать индивидуализации развития детей дошкольного возраста, поддержке детской инициативы и творчества.

Основные разделы программы: «Здравствуй, Арктика!», «Животный мир Арктики», «Растительный мир Арктики», «Арктика и человек» способствуют усвоению системных знаний о взаимосвязях природных объектов между собой и средой обитания, о влиянии человека на окружающий природный мир.

Открытие мини-музея Арктики «Белый медвежонок» в детском саду № 157 «Сиверко» города Архангельска стало началом апробирования новой программы. Выставочные зоны музея «Полярная станция», «Природа Арктики», «Точка на карте», «Играя, развиваемся» с интерактивным оборудованием, географическими картами, макетами арктических животных в натуральную величину расширяют интегративную познавательную, исследовательскую и художественную деятельность детей. Участие в занимательных играх, знакомство на мастер-классах с бытом и снаряжением современных полярников формируют чувство коллективизма и взаимопомощи.

Открытие мини-музея «Белый медвежонок» в детском саду «Сиверко». Фото предоставлено Н.М. Бызовой. 

Благодаря сотрудничеству Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова, опорного учебного заведения при РАН МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа № 45» и Национального парка «Русская Арктика» разработана и успешно внедрена Программа внеурочной деятельности курса Арктиковедение для начальной школы (И.Ф. Полякова и др., 2019). Программа разработана на основе ФГОС началь­ного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, государственной программы «Со­циально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» в 2018 - 2025 годах.

Программа включает разделы: «Царство снега и льда», «Покорение Арктики», «Животный мир Арктики», «Растительный мир Арктики», «Народы Крайнего Севера», которые являются логическим продолжением парциальной программы дошкольного образования «Здравствуй, Арктика!». Ее структура, при отсутствии возможности полного 4-х летнего курса, позволяет начинать обучение с любого года, допускает варьирование последовательности тем в зависимости от опыта учителя и подготовленности обучающихся.

Программа учебного курса Арктиковедение для 5-9 классов общеобразовательных школ является следующим этапом в развитии проекта. На основе сотрудничества Национального парка «Русская Арктика» с муниципальными образовательными учреждениями Архангельска под руководством Министерства образования Архангельской области создаются условия для дальнейшего изучения учащимися Арктики на основе межпредметного взаимодействия общественно-научных (история, обществознание, география) и естественно-научных (физика, химия, биология) предметов.

Программа учебного курса Арктиковедение для основной средней школы разработана на основе требований ФГОС ООО к структуре и содержанию рабочих программ учебных курсов, достижению личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, целевых приоритетов в воспитании детей подросткового возраста на уровне основного общего образования, представленных в Примерной программе воспитания.

 

Собственная издательская программа

Наряду с программами, большое значение в создании учебно-методического комплекса имеет подготовка и написание учебных пособий. Интерактивный словарь для младших школьников «Арктическая азбука» (Н.М. Бызова и др., 2018), который прошел экспертизу и рекомендован к печати ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», состоит из занимательных рассказов с цветными иллюстрациями, расположенными по буквам алфавита. Знакомясь с ними, дети получают информацию об обитателях арктических морей и островов, открывают тайны маршрутов путешественников прошлого и настоящего времени, узнают особенности быта и традиций коренных народов Севера. Кроме текста в Арктической азбуке предусмотрены задания, ориентированные на использование современных образовательных технологий деятельного типа: продуктивное чтение, проблемный диалог, проектная задача с созданием нового продукта - плаката, буклета, аппликации, игры и т.д.

Издательская программа Арктиковедения. Фото предоставлено Н.М. Бызовой

Книга «Приближая Арктику» (Н.М. Бызова, 2021) продолжает знакомить обучающихся с интересными арктическими объектами, событиями, уникальными природными явлениями. Система ссылок, словарь терминов существенно расширяет содержание очерков об Арктике и позволяет организовать разнообразные виды деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

 

Необходимое повышение квалификации

Для повышения квалификации учителей проектом предусмотрено регулярное проведение методических семинаров, городских конференций для педагогических работников, директоров и учителей общеобразовательных школ г. Архангельска и Архангельской области.

На официальном сайте национального парка «Русская Арктика» для пропаганды знаний о природе, истории освоения, результатах современных исследований Арктики создан кинолекторий «Арктический ликбез». Знакомство учителей Архангельской области с проектом Арктиковедение на курсах повышения квалификации в Архангельском областном институте открытого образования способствует расширению географии внедрения новых знаний об Арктике в учебных заведениях области.

Большой интерес у обучающихся вызывает проблемная познавательная деятельность. Участие в школьных научных сообществах, олимпиадах, поисковых, экспедиционных исследованиях позволяют им получить новую информацию по истории открытия и освоения Арктики, получить современные данные об экологическом состоянии островов и морей самого северного региона Земли.

Подготовка и выступление с докладами на региональных, городских научно-практических конференциях «Геоэкологические проблемы Европейского Севера и Арктики», «Юный полярник», «Пахтусовские чтения: арктические горизонты», «Живая Арктика», школьных конкурсах исследовательских проектов «Арктическая головоломка» существенно расширяет информационно-познавательный кругозор обучающихся.

Школьная секция научной конференции Пахтусовские чтения 2022 год. Фото предоставлено Н.М. Бызовой

 

Формирование арктического мировоззрения

Усиление национально-регионального компонента в экологическом образование и воспитании подрастающего поколения имеет большое значение при изучении природных и социально-экономических условий Арктики. Весьма привлекательны и занимательны экологические праздники «День полярника», «День северного оленя», «Всемирный день океана». Расширение знаний обучающихся об Арктике способствует воспитанию экологической культуры, формирует умения принимать адекватные решения и отстаивать свою позицию, понимать и уважать альтернативные точки зрения.

Летняя школа Юного Полярника на базе визит-центра «Арктическое Посольство» национального парка «Русская Арктика» для учащихся начальной школы дает возможность ребятам более глубоко сконцентрироваться на познании природы, истории Арктики, ее современных проблемах, а родителям рационально спланировать отдых детей. 

Школа Юного Полярника: На капитанском мостике и Метеорологические наблюдения. Фото предоставлено Н.М. Бызовой. 

В процессе образовательной деятельности при проведении интерактивных занятий и мастер-классов по изучению погоды, горных пород, живых организмов дети получают навыки визуальных наблюдений, работы с приборами, ведения личных дневниковых заметок. Экскурсионно-познавательная деятельность дает возможность познакомиться с музейными экспозициями и творческими площадками Архангельска, а посещение современного ледокола, знакомство с правилами поведения на воде, оказания первой помощи формируют активную жизненную позицию, а условия быта современных полярников в арктической палатке усиливают арктический вектор в профориентационной работе.

Доброжелательная атмосфера, совместная деятельность детей и взрослых проявляется в различных формах детского творчества. Ежегодные открытые конкурсы детского и юношеского художественного творчества «Арктическая палитра», «Сияние Севера», «Это северная наша широта», встречи с художниками, писателями, фотографами, режиссерами способствуют воспитанию культурной личности, формированию нравственно-эстетической, исторической памяти, чувства любви к Родине.

Широкое и разностороннее распространение достоверной и современной информации о состоянии природной среды в Арктике в условиях изменения климата, результатах экологической реставрации нарушенных земель, позволяет сформировать у обучающихся активную жизненную позицию в получении новых знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной подготовки.


Литература

  1. Арктическая азбука: интерактивный словарь для младших школьников /Н.М. Бызова, И.Э. Гмырина, Л.В. Елькина, Л.С. Палеха под общ. ред. А.Г. Кирилова; Нац. парк «Русская Арктика»; МБОУ «СШ № 45». — Архангельск: ООО «Типография А4, 2018 - 80 с.

  2. Программа курса внеурочной деятельности «Арктиковедение» для начальной школы/ И.Ф. Полякова, Л.В. Большакова, Н.М. Бызова, И.Э. Гмырина, Л.В. Елькина, Л.С. Палеха. — Архангельск: ООО «Типография А4, 2019 -32 с.)

  3. Бызова Н.М. Приближая Арктику: книга для чтения /под общ. ред. А.Г. Кирилова; Национальный парк «Русская Арктика». — М.: PressPass, 2021 - 144 с.