Вход
Регистрация

Заповедные острова

Мы в соцсетях: VKYoutube

Содержание номера

Скрыть содержание

К читателям

Тернистый путь к природосообразности

Память

До свиданья, Папа переднеазиатских леопардов

Главная тема

Эпоха экопросвещения: Как ЭкоЦентр «Заповедники» и фонд «Заповедное посольство» учат человека и природу понимать друг друга и почему это так непросто

Позиция

Ирина Таранец: Главная проблема — отсутствие экологического мировоззрения

Успешные практики

Михаил Косарев: нам помогают развиваться Капова пещера и бортевая пчела

Арктиковедение — инновационное образование в «Русской Арктике»

Светлана Юшкова: Нацпарк «Красноярские Столбы» системно просвещает и ценит общественную поддержку

Экопросвещение сегодня – чистый Байкал завтра

Ответственный путешественник на Камчатке

Волонтерство

«Раифские помощники», мы будем скучать! Волонтёрское лето в Волжско-Камском заповеднике.

Четыре истории из Печоро-Илычского заповедника

Московские студенты-технологи в помощь Катунскому заповеднику

Путеводитель

В тур по экоцентрам Москвы

Исследования

Байкал воспроизводящийся

Мир заповедных животных

Спасение жабы из Красной книги

Содержание

Эпоха экопросвещения: Как ЭкоЦентр «Заповедники» и фонд «Заповедное посольство» учат человека и природу понимать друг друга и почему это так непросто


Фото: Александр Железняк

Текст: Антон Муравьёв

Любой здравомыслящий человек скажет, что экологическое просвещение — это правильно, мудро, хорошо и работает для сохранения природного наследия для нынешнего и будущих поколений. Но скажем прямо — в России не существует единого системного подхода к экологическому просвещению на государственном уровне. Например, если во многих странах мира основы экологической культуры начинают обязательно преподавать с младших классов, у нас образовательный стандарт «экология» является интегрированным, то есть дополнительным, факультативным предметом, который каждая школа может вводить на своё усмотрение. И, как правило, это либо последовательная инициатива учителей-энтузиастов, либо своего рода «винегрет» из сведений по биологии, химии и географии, который едва ли может дать комплексные знания об основах природосообразного поведения человека.

С другой стороны, несмотря на то, что тема экологии стала в последние годы «модной», массового общественного запроса на экопросвещение тоже не существует. В том числе и потому, что люди зачастую не представляют себе, где и как они могут получить необходимые знания. И, главное, не всегда отдают себе отчёт в том, зачем им такие знания. Это особенно актуально последние несколько лет, когда нас накрывает то пандемией и локдаунами, то политической турбулентностью с ярким военным окрасом.

Вроде как — не до этого.

Фактически, источником системного подхода к экологическому просвещению в нашей стране и раньше, и сейчас, являются НКО. В свою очередь, федеральные и региональные ООПТ, постепенно открываясь посетителям, дают возможность людям на практике познать природу, понять необходимость бережного обращения с ней и её сохранения.

Путь экологического просветителя труден и тернист, он требует отваги и серьезной отдачи, которая не всегда находит понимание у аудитории. Школьники и так перегружены для отдельной обязательной дисциплины, взрослые в своей массе озабочены совсем другими проблемами и не могут мотивировать следующее поколение на экосообразный образ жизни.

При этом, страна продолжает замусориваться, раздельный сбор отходов работает из рук вон плохо, государственная экопропаганда просто не работает, на природных и заповедных территориях жгут костры и провоцируют сотни тысяч гектаров пожаров, ООПТ вынуждены зачастую просто выживать, не говоря уже о ряде весьма странных случаев преследования их руководителей по весьма спорным обвинениям.

Непростая история, как мы все понимаем...

Но ЭкоЦентр «Заповедники», а затем и созданный им фонд «Заповедное посольство» уже более 26 лет идут по этому сложному пути.

«С выходом в 1995 Закона об ООПТ экологическое просвещение в заповедниках и парках получило мощный импульс, и к сегодняшнему дню оно становится реальным защитником  заповедной системы и двигателем ее развития, — говорит директор ЭкоЦентра «Заповедники» и президент фонда «Заповедное посольство» Наталья Романовна Данилина. —  Здесь работает много талантливых людей, которые не только овладели современными просветительскими методами, отечественными и зарубежными, но и сами создали немало эффективных, оригинальных методик, с помощью которых открывают людям, в первую очередь детям и молодежи, ценность и красоту российской природы, учат её беречь. Им нужна поддержка и достойная оценка их труда. Заповедное волонтерство, а также туризм на ООПТ, который без просвещения не может быть экологическим, становятся (по крайней мере, должны становиться!) мощными просветительскими инструментами. И мы работаем, чтобы так это и было».

Давайте еще раз посмотрим на главные достижения.

В 2001 году организовано Движение Друзей заповедных островов, число участников которого сегодня составляет около миллиона человек. Движение организует онлайн-марафон познавательных, просветительских и конкурсных мероприятий, которые позволяют вдохновить, выявить и наградить команды, отработать новые онлайн- и оффлайн-технологии просвещения и развития сообщества, увеличить аудиторию соцсетей и повысить узнаваемость бренда Движения и фонда «Заповедное посольство».

Был создан проект «Всероссийский заповедный урок» (в рамках Движения Друзей заповедных островов) — коллекция интерактивных уроков о заповедной природе для учителей, родителей, экопросветителей и всех, кому это интересно. Выпущены многочисленные просветительские пособия и «заповедные игры», которые позволяют и детям, и взрослым погрузиться в мир природного многообразия. (Здесь мы не затрагиваем огромный пласт активностей в сфере дополнительного профессионального образования, это тема для отдельного материала).

Спроектирована познавательная инфраструктура для многих российских ООПТ, в том числе экоторопы и визит-центры.

Разработаны волонтёрские мероприятия, которые, в том числе, широко применяет корпоративный сектор в контексте своей социальной ответственности и ESG-повестки.

Создана программа развития заповедного туризма, которая позволяет всем желающим попасть в сердце заповедников и нацпарков — туда, куда не ступает нога простого туриста — чтобы испытать самое настоящее погружение и впитать информацию от искренне преданных делу сотрудников ООПТ.

Наконец, издательские инициативы ЭкоЦентра «Заповедники» и фонда «Заповедное Посольство» — это уже целая библиотека чрезвычайно полезной литературы, начиная от классических фундаментальных трудов, таких как «Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях» Пола Иглза с соавторами и заканчивая трогательной книжкой Вадима Кирилюка про манулёнка Дашу из Даурского заповедника. Кроме того, вышла карта федеральных и региональных ООПТ России.

Сегодня в нашей главной теме мы поговорим с теми, кто реализует эти программы в ЭкоЦентре «Заповедники» и фонде «Заповедное посольство», попробуем понять, какие задачи и вызовы стоят сегодня перед экопросвещением. А затем дадим слово коллегам с заповедных территорий и просветительских центров, чтобы картина стала объёмной, помогла вникнуть в проблематику и нащупать пути решения.

Напомним, что подробно о программах ЭкоЦентра можно прочитать в номере «Заповедных островов», посвященном 25-летию нашей организации. Сегодня же мы хотели бы сфокусироваться на экспертном мнении специалистов о ключевых болевых точках экопросвещения в России.

 

Миллион заповедных друзей

Сегодня общественное движение Друзей заповедных островов объединяет более миллиона человек. Главная цель движения — экологическое просвещение, вовлечение детей и молодёжи в сохранение культурного и природного наследия России, формирование в молодёжной среде экологической культуры и патриотизма.

Достаточно посмотреть на цифры, чтобы понять масштаб:

  • Более 1 000 000 детей, подростков и молодёжи стали участниками Движения.

  • Более 25 000 педагогов и просветителей присоединились к программе «Заповедный урок».

  • Более 100 000 мероприятий состоялось на Особо охраняемых природных территориях РФ.

  • Более 5000 молодёжных проектов были реализованы в рамках Движения.

  • Более 500 клубов «Друзей заповедных островов» открылись по всей стране.

Раз в два года проходят Слёты Друзей заповедных островов — это просветительские форумы для хранителей, друзей и партнёров заповедных территорий России. На слётах участники «Друзей заповедных островов» общаются, учатся, обмениваются опытом, демонстрируют свои успешные природоохранные проекты, находят новых товарищей. В предыдущие годы слёты проходили в Москве, Абакане, Воронеже, Казани, Петрозаводске. В каждом приняли участие от 800 до 1000 делегатов и гостей из около 30 регионов и стран СНГ. В ноябре 2022 года состоится самый масштабный слёт в Сочи.

Рассказывает заместитель директора АНО ДПО «Экспоцентр «Заповедники» по развитию Елена Книжникова, председатель Движения друзей заповедных островов: «Заповедные территории России — это одна из самых эффективных форм сохранения природного наследия. По всей стране созданы более 170 заповедников и национальных парков. Эти территории сохраняют природу в виде экосистем. Им нужна наша помощь. И даже самые юные участники Движения друзей заповедных островов помогают заповедникам и национальным паркам, представляя их, участвуя в заповедных уроках, рассказывая о них своим родителям и посещая их. Я призываю вас изучать свои заповедные территории, найти самые близкие к вам, стать их друзьями и помогать им. Как может ребенок помогать заповедной территории? Конечно же — стать просветителем. Рассказывать о своей любимой ООПТ, об её флоре и фауне, и, разумеется, участвовать в акциях. Поэтому мы приглашаем всех становиться участниками Движения, хранителями».

Миллион человек стали участниками движения за 21 год существования. Фото из архива Экоцентра «Заповедники»

 

Научить любить природу и научить учить

Проект «Всероссийский заповедный урок» реализуется ЭкоЦентром «Заповедники» в рамках программы Движения Друзей заповедных островов.

Онлайн-площадка проекта открывает широкие возможности сбора и распространения методик для проведения интерактивных заповедных уроков. Здесь размещаются методические разработки, наглядные материалы для проведения занятий, ссылки, ролики и другие материалы как для всероссийских заповедных уроков, так и региональных заповедных уроков, разработанных ООПТ и их партнёрами. Специалисты ЭкоЦентра создают широкий спектр методических пособий, рабочих тетрадей для отечественной и зарубежной аудитории.

Проблемами экопросвещения и путями их решения делится Любовь Колотилина, которая 10 лет возглавляла учебный центр АНО ДПО ЭкоЦентр «Заповедники», автор заповедных уроков, создатель интерактивных просветительских программ: 

«Первое и самое сложное — понять, чем экопросвещение отличается от экообразования. Экопросвещение — это более широкое понятие, которое даёт больше гибкости и не имеет каких-то постулатов «делай так, а не иначе». Идти по накатанному, работать по алгоритмам, конечно же, проще. Но в нашей сфере постоянно нужно что-то придумывать, поскольку жизнь вносит свои коррективы. Главная задача — быстро реагировать на мир вокруг, видеть как изменилась аудитория. Сейчас смена контекста происходит всё чаще, много лишней информации вокруг. Мы в этом потоке теряем корни. Приходится думать, а что вообще такое заповедные ценности? А это то, что нельзя выдать сразу на блюдечке, человек должен пропустить это через себя, если он заинтересован. Как говорят «воспитание нельзя увидеть завтра», и то же самое с экологическим просвещением. Мы хотим всё сейчас и сразу. Но здесь так не работает, должно пройти какие-то время, появиться новые навыки. Время не всегда работает на нас, оно работает на информационное окружение, которое вне нас.

Когда мы сталкиваемся с аудиторией, которой нужно что-то донести, зачастую видим, что они развёрнуты в совершенно другую сторону. Нужно как-то их заинтересовать. Тут мы выходим на проблему интерпретации: как популярно рассказать сложные вещи. Очень важно опираться на какие-то популярные концепты: здоровье, жизнь, смерть. Это то, что цепляет всех. Но нужно обладать искусством сторителлинга — очень сложной вещи, которой нельзя научиться. Это как-то от природы либо дано человеку, либо нет. Кто-то прекрасный интерпретатор, но он может даже об этом не знать, быть простым лесником. Но он так доводит, что людей цепляет. 

Вторая сложность в том, что у нас вообще нет мест, где экопросвещению обучают. Как нет дисциплины «заповедное дело», где этому учили. И даже когда мы делаем какие-то семинары, то туда не всегда можно попасть. Но то, что мы что-то проводим и приглашаем людей, которые рассказывают и завораживают аудиторию — это очень важно. Важно показывать высшую планку. Это целый блок действий, которые нужно совершать.

Есть, конечно, интернет, где можно посмотреть информацию. Раньше такого не было, многое было скрыто. Мы сейчас готовим семинары, и я заглядываю в книги Витольда Ясвина годов девяностых, и вижу, что уже тогда многое в его трудах было правильно. И получается, что мы изобретаем велосипед. 

Я всем говорю, что жизнь очень быстротечна. Сначала вырастаешь ты, потом вырастают твои дети, потом быстро вырастают внуки. И нас всех окружает перенасыщенное информационное поле, которое на нас влияет. Я озабочена, как сохраниться в этом окружении, как передать знания, как найти золотую середину. Приходят новые поколения, и я вижу, что им нужно экопросвещение, для чего им нужно включить слова «надо», «хотеть» и «мочь». 

Экопросветитель должен быть влюблён в свое дело, глубоко его знать и, ради бога, не нужно изобретать велосипед. Нужно говорить и общаться, это не заменит никакой гаджет».

Любовь Колотилина выступает в ВДЦ «Океан» во Владивостоке. Фото из архива Экоцентра «Заповедники»

 

Доброволец как смысл существования

Волонтёрское движение в России за последние несколько лет получило серьезное развитие. Пристальное внимание этому уделяют крупные корпорации. Справедливости ради отметим, что для бизнеса волонтёрство перестаёт быть просто поводом для красивого раздела в нефинансовой отчетности или попросту «гринвошинга». Наоборот, программы добровольной помощи заповедным территориям становятся частью не только офисной жизни, но и серьезным смыслом и мотивацией для сотрудника — и как части организации, и как индивидуума, искренне разделяющего систему ценностей волонтёрского движения.

Фонд «Заповедное посольство» уже много лет разрабатывает программы корпоративного волонтёрства, а специалисты фонда и ЭкоЦентра «Заповедники» выступают экспертами в разных форматах добровольческих мероприятий. При всех положительных сторонах, мы можем и здесь обозначить как точки роста, так и проблемные моменты.

Директор по развитию фонда «Заповедное посольство» Ксения Гаспарян считает, что есть два острых момента:

«С одной стороны, — сами заповедные территории, не все из которых понимают, как работать с бизнесом. Хочется, чтобы сотрудники заповедных территорий, когда к ним приезжают волонтёры, оказывали всяческое содействие и помогали, но так происходит не всегда. Нужно, чтобы добровольцы воспринимались как друзья, которым рады. Волонтёрство — это способ просвещения, коммуникации, поиск чего-то большего, чем просто сухой перечень дел: сколько-то вскопали, сколько-то деревьев посадили, столько-то лавочек поставили.

С другой стороны, — компании, которые не должны относиться к процессу формально. Ведь надо понимать, что приезд волонтёров — это тоже нагрузка на ООПТ, они должны выделять сотрудников, которые будут руководить и направлять (а это не всегда их профильная деятельность), а организаторам необходимо заботиться об обеспечении инструментами, СИЗ, питанием и так далее.

Проще говоря, наша основная задача, чтобы волонтёры становились друзьями территории, знакомились с ней и сотрудниками. Чтобы ООПТ воспринимали бизнес не просто как деньги, не так линейно.

Бывает достаточно сложно находить точки пересечения. И когда мы только начинали разрабатывать волонтёрские программы, буквально были вынуждены учить заповедные территории придумывать волонтёрам работу. Проводили курсы, делали памятки. Разбирались, как подготовить территорию к добровольцам, а добровольцев к посещению территории. Не секрет, что условия во многих ООПТ достаточно спартанские, и нам хочется, чтобы люди уезжали оттуда с хорошими эмоциями, а не в ужасе.

В какой-то момент мы осознали, что заповедники и нацпарки уже достаточно хорошо обучились, и не нужно больше работать как ресурсный центр по поиску волонтёров для территорий. Поэтому сейчас наша задача, чтобы вокруг ООПТ создавались клубы друзей, бизнес-клубы друзей. В рамках «Заповедного посольства» мы продолжаем искать новые пути взаимодействия, новые сообщества. Причём придерживаемся такого подхода, что из категории «волонтёр» человек должен переходить в категорию «друг», то есть тот, кто помогает не единожды, а регулярно, живет этой территорией и всегда готов её поддерживать.

И, надо сказать, восприятие меняется, это факт. Если раньше, лет десять назад, волонтёры воспринимались территориями с иронией и как что-то экзотическое, то сейчас это норма. Хочется, чтобы пропорционально количество волонтёров росло, и работало «правило десяти процентов», то есть количество переходило в качество, волонтёры в друзья. Со стороны же ООПТ — неплохо, если бы повысился уровень комфорта для добровольцев. Все-таки какие-то элементарные вещи в нынешнее время нужно обеспечивать, чтобы люди не ходили за несколько километров в поисках интернета или просто не уезжали через полчаса после прибытия на точку».

Елена Книжникова и Ксения Гаспарян на волонтёрском мероприятии «Норникеля». Фото из архива Экоцентра «Заповедники»

 

Куда не ступала нога простого туриста

Проект «Заповедный туризм» был создан не так давно, но уже стал уникальным предложением на стремительно развивающемся внутреннем экотуристическом рынке. Участники программ проекта — это люди, готовые любоваться красотой нетронутой природы и содействовать возрождению местных культурных традиций. Задача «Заповедного туризма»: чтобы посещение ООПТ оставляло у туристов яркие впечатления и позитивные эмоции (что по нынешним временам чрезвычайно актуально), и, в свою очередь, приносило пользу заповедным территориям и тем людям, которые проживают рядом с ними.

Казалось бы, какие могут быть проблемы? Они иногда начинаются с самого начала, когда туристы вообще не сразу могут ответить на вопрос, что такое заповедник или нацпарк, и чем они отличаются друг от друга. То есть, для гидов это большой вызов: необходимо не только включать свои знания, но и становиться экопросветителями, при этом, на ходу подстраиваясь под настроения группы.

С другой стороны, мы наблюдаем и дисбаланс в самой заповедной системе: какие-то ООПТ охотно разворачиваются в сторону посетителей, готовы содействовать и создавать инфраструктуру, а какие-то, наоборот, продолжают находиться в парадигме закрытости и нежелания идти навстречу туристу.

Руководитель проекта Марина Рубцова видит такие проблемы и способы их решения: 

«Первая проблема, наверное, самая простая — подготовка туристов. Действительно, им порой нужно объяснять, куда они вообще едут. Проблема реальная, причем она больше касается туристов с детьми, которые иногда воспринимают поездку как развлечение и спрашивают, будут ли в туре аниматоры. И мы должны объяснять, что наша цель — не развлечь детей, а показать им красоту природы, познакомить с животным миром, сделать это максимально увлекательно, но без массовиков-затейников. Поэтому всегда требуется глубокая проработка с родителями перед поездкой — максимально подробное разъяснение, что такое заповедная территория и какова специфика каждой из них. То есть, этот вопрос решается на входе. Любая поездка на ООПТ — это экологическое просвещение. Поэтому мы туристов «грузим», максимально снабжаем их всей возможной информацией: что такое система охраны природы, чем отличается заповедник от национального парка, почему на одной территории что-то можно, а на другой абсолютно запрещено, почему в охранной зоне мы можем собирать клюкву, а на территории заповедника даже одну ягоду собрать нельзя. И так далее. Все эти вопросы мы обсуждаем с туристами в ходе подготовки программы, а в туре за всем следит сопровождающий. 

Проект «Заповедный туризм» проведёт вас по живописным местам России. Фото https://zapovedtours.ru/

Вторая проблема. В природоохранном сообществе сейчас отсутствует единое мнение: экотуризм — это благо или это зло? Причем, нет какой-то середины, и мнения очень полярные: либо благо стопроцентное, либо зло абсолютное. Как эта проблема решается? Широкой демонстрацией хороших примеров: тех, где отработаны все схемы, где есть настоящий экотуризм, где он вынесен в определенные зоны, где нет вреда природе. Такие примеры можно и нужно тиражировать с учётом местных условий на подходящих к этому ООПТ. И демонстрировать природоохранному сообществу.. И еще важно объяснить директорам, как нужно правильно зонировать территорию, чтобы ООПТ а) не имели конфликтов с местным населением, б) могли спокойно принимать туристов. Во многих случаях эта проблема возникает из-за неповоротливости бюрократическо-чиновничьей машины, причем даже в заповедниках, чья история исчисляется многими десятилетиями. То есть: нужно разъяснять, показывать хорошие примеры и правильно зонировать. 

Третья проблема. Несистемное отношение к туризму на ООПТ со стороны чиновников и нередкая смена кадров на соответствующих постах в госструктурах. Приходится вновь и вновь разъяснять и доказывать преимущества такого туризма. Как решить эту проблему? Наверное, также, как и вторую: демонстрацией хороших примеров, как, скажем, Кенозёрский национальный парк, а также отсылок к признанию заслуг руководства подобных парков со стороны высшего руководства государства».


Дорогие читатели, вы можете высказать своё мнение по всем поднятым вопросам и выявленным проблемам! Пишите нам на magazine@wildnet.ru.