Вход
Регистрация

Заповедные острова

Мы в соцсетях: VKYoutube

Содержание номера

Скрыть содержание

К читателям

«Нельзя научить человека любить природу, если его туда не пускать»

Заповедная мозаика

Новые топовые национальные туристические маршруты включают в себя заповедные территории

В Крыму после БСТ решили построить БКТ

В Долину гейзеров вместо Турции: жители Камчатки могут использовать право на проезд в отпуск, чтобы бесплатно посмотреть на природные жемчужины своего региона

Труднодоступный нацпарк будут пытаться превратить в туристическую мекку с помощью «Удоканской меди»: каковы шансы на успех?

Сигнал тревоги

«Воробьёвы горы» — заповедные и антропогенные

Главная тема

ТУРИСТИЧЕСКИЙ МИР ТАЙМЫРА

Максим Миронов: «Наш потолок — 50 тысяч туристов в год: это не навредит природе Арктики и принесёт пользу экономике»

Константин Просекин: «Делать из заповедников и национальных парков закрытые территории для кого-то в будущем — преступление перед живущими сегодня»

Леонид Колпащиков: «Турист способен помочь биоразнообразию»

Успешные практики

Горный Алтай: бизнес вместо браконьерства

Мир заповедных животных

По следам тура в Кабардино-Балкарском заповеднике

Друзья заповедных островов

«Друзья заповедных островов» слетятся в Сочи в ноябре

Содержание

Максим Миронов: «Наш потолок — 50 тысяч туристов в год: это не навредит природе Арктики и принесёт пользу экономике»


Фото предоставлено М. Мироновым

О необходимости мастер-планирования, доверии предпринимателей и социально-экономическом эффекте от туризма для Таймыра рассказывает директор Агентства развития Норильска Максим Миронов.

 

Начало

Для меня понимание необходимости мастер-планирования началось с лекции известного экономиста и специалиста по развитию туризма Сергея Шпилько, который приезжал в Норильск в 2018 году. Он привёл такой пример. Допустим, есть хорошая территория и люди, которые готовы её продвигать. В какой-то момент появляются крупные игроки с намерением инвестировать в развитие туристической инфраструктуры. И вдруг они неожиданно обнаруживают, что все качественные места здесь уже кем-то заняты. Шпилько советовал: «Внимательно смотрите точки интереса, изучайте ландшафты, береговые линии, где наиболее удобная логистика. Исследуйте все топовые участки и выводите их в запас».

Действительно, народ у нас такой — предпринимательская жилка есть у многих. Когда туристический поток растёт, а на горизонте замаячили большие деньги, то местные просто начинают скупать земли. На них ничего не делается, не строится, участки стоят на перепродажу. Это, конечно, отпугивает внешних инвесторов, потому что, когда они заходят на территорию, с ними начинают отчаянно торговаться за каждую сотку. 

После этой лекции у меня и возникли мысли, что нужно заняться мастер-планированием, в документе попытаться учесть все нюансы: какие существуют участки развития, какие категории земель и вообще с какими критериями (в рамках закона) мы даём эти участки. Чтобы были чёткие условия: если человек берёт участок, это не должно быть пустое место, на нем необходимо построить туристический объект, с конкретными параметрами, в определённой архитектуре, и так далее.

 

Доверие

Конечно, мы не сразу завоевали доверие малых и средних предпринимателей в сфере туризма на территории. Но получилось так, что ТРК «Арктический» в прямом смысле объединил всех и указал направление. Муниципалитеты Норильска, Таймырского Долгано-Ненецкого района и компания «Норникель» стали работать вместе. Участие этих трех сторон и АРН как координатора дало возможность начать говорить с МСП и донести до них, что у нас есть огромный потенциал для развития туризма, а также существует возможность получать федеральное финансирование через определённые программы.

В какой-то момент все небольшие предприниматели, которые сначала относились настороженно к идее объединения, увидели работу федеральных механизмов, подготовили заявки с нашей помощью и неожиданно для себя получили деньги от Ростуризма на развитие своих проектов — в том числе и перспективных, просто грамотно описанных на бумаге.

Мы стали развиваться. Появилась возможность заняться обучением и сертификацией гидов-экскурсоводов, и в этом смысле мы очень хорошо «прокачали» наших предпринимателей, которые к тому моменту уже стали туроператорами. Теперь любой человек, который хочет пройти обучение на гида-проводника и получить документ о профессиональном соответствии, может позвонить в Агентство и выбрать время, когда к нам приезжают специалисты для проведения соответствующих курсов.

Экзамен гидов-проводников на Лыжной базе «Оль-Гуль», Норильск. Фото из архива Агентства развития Норильска. 

 

То есть ТРК «Арктический» стал комплексной системой, когда вместе с предпринимателями мы постоянно выезжаем на форумы и выставки, участвуем в грантовых программах, регулярно проводим тренинги и обучение, содействуем в продвижении их продукта. Сформировалась особая атмосфера доверия.

И нас как единую сущность, как сильную команду, уже хорошо знают и в регионах, например, в Якутии, на Камчатке, на Чукотке, и в центре — Ростуризме и АСИ.

 

Эффект

Главный эффект для Норильска и ТДНМР — развитие сервисной экономики. Приведу такой пример. Раньше туры, скажем, на Плато Путорана происходили следующим образом. Гостей встречал автобус в аэропорту, их сразу забрасывали на причал/вертолётную площадку и отправляли к точке в глубине территории. А сейчас мы обязательно встраиваем в программу экскурсии по городу, погружаем их в атмосферу места, показываем интересные локации — тот же промышленный маршрут по старому Норильску. И в процессе проработки таких экскурсий сами открываем много новых мест. Сейчас готовим смотровую площадку на горе Шмидта, откуда открывается потрясающий вид на Норильск.

Турист начинает дольше оставаться в городе, туристов становится больше, туристам нужны хорошие и интересные услуги.

Мы подтягиваем гастрономию, развиваем сеть кафе и ресторанов, поднимаем квалификацию поваров, чтобы гость мог с удовольствием оценить все грани арктической кухни. Выходит на новый уровень производство сувенирной продукции — недавно у нас случилась интересная коллаборация с несколькими талантливыми и творческими командами из других регионов, которые работают на близком смысловом поле: стилистика севера, холода, ветра.

Коренные ремесленники и мастера тоже стали понимать, как сделать самобытный и уникальный продукт для туриста. Мы же, в свою очередь, поддержали их и открыли в Агентстве специальное креативное пространство, где они могут обмениваться опытом и получать новые знания.

Очень радует увеличение количества этностойбищ в тундре, которые представляют особенный интерес. Если три года назад у нас было всего одно этностойбище, то сейчас таких около семи. Все они готовы принимать гостей, специально одеваются в национальные одежды, знакомят с обычаями, угощают, дают полюбоваться оленями, посмотреть, как бегают оленегонки.

То есть, сфера услуг, креативная экономика, этника получили от создания ТРК мощный заряд.

Этностойбища — настоящие жемчужины любого туристического маршрута. Фото А. Муравьева.

 

Перспективы

За несколько лет турпоток на территорию увеличился в несколько раз. Но надо понимать, что сотен тысяч туристов на Таймыре нет, да и быть не может. Во-первых, мы не должны навредить хрупкой природе Арктики, а, во-вторых, наша инфраструктура тоже имеет предел. Поэтому целевой показатель: 50 тысяч гостей в год в горизонте 10 лет. За это время мы как раз построим ещё гостиницы, увеличим количество ресторанов, лодок и так далее.

Казалось бы, 50 тысяч туристов небольшая цифра. Но вопрос в стоимости поездки, которая у нас немаленькая: Таймыр — дорогое направление.

По этому поводу у меня был занятный диалог с представителем другого российского города в Сколково. Они ставят себе цель с 500 тысяч выйти на миллион, чтобы турист хоть пару ночей оставался в городе и оставлял не 7 тысяч, а 21 тысячу рублей. Конечно, наши планы на 50 тысяч гостей их позабавили. Но я сказал им: «У вас планы на миллион человек, которые оставят по 21 тысяче рублей. А у нас 50 тысяч туристов оставят как минимум по 150». И тогда, с точки зрения экономики, все встало на свои места.