Вход
Регистрация

Заповедные острова

Мы в соцсетях: FacebookVKYoutubeInstagram
Содержание

Школа юного экскурсовода в «Югыд ва»




2020 год запомнится всему миру, как год «масочного режима», «дистанционного образования», «самоизоляции», «полного локдауна».  Слова «карантин» и «ограничения» станут одними из самых часто употребляемых. Многие отрасли пострадали во время ограничительных мер. Были запрещены массовые и культурные мероприятия, закрыты кафе, рестораны, кинотеатры.

С запретом на перемещение больше всего пострадал туризм. Понемногу мы возвращаемся к привычной жизни, следуем новым правилам, больше заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих. О том, каким 2020 год стал для национального парка «Югыд ва», какие проекты удалось реализовать, чем запомнился, мы пообщались с ведущим специалистом отдела экологического просвещения, туризма и рекреации Светланой Загрядской.

—  Светлана, как повлияла пандемия на работу в «Югыд ва»?

— Сразу скажу, было сложно. В апреле и мае практически всех сотрудников перевели на удаленную работу. Мы учились переводить эколого-просветительские мероприятия в онлайн-формат. Общались с коллегами в Skype, озвучивали и обсуждали идеи. В социальных сетях проводили прямые эфиры, видео викторины, выставки.


Единовременные мероприятия — это, конечно, хорошо.. Но в последнее время мы стали задумываться над реализацией не разовой акции, а чего-то более глобального, продолжительного, долгоиграющего.


Рабочий режим начал возвращаться в обычное состояние к середине июля. После снятия некоторых ограничений, связанных с пандемией, к нам стали приходить первые туристы.  По-прежнему оставался запрет на посещение территории парка иностранными гостями.

Удалось ли реализовать новые проекты?

— Да, безусловно. Хочу поделиться с вами успешным опытом национального парка «Югыд ва» в реализации проекта «Школа юного экскурсовода».

Наши специалисты понимают, что вклад в подрастающее поколение — это вклад в будущее.

Поэтому пристальное внимание при организации и проведении экологических мероприятий уделяется именно этой возрастной группе.

Единовременные мероприятия — это, конечно, хорошо.. Но в последнее время мы стали задумываться над реализацией не разовой акции, а чего-то более глобального, продолжительного, долгоиграющего.

Так родилась идея «Школа юного экскурсовода».

 Сначала это было маленькое и робкое: «давайте попробуем?», но затем преобразовалось в целый потрясающий проект.

Кто был инициатором проекта?

— Инициатором реализации проекта была я, но, один в поле не воин. Нужна хорошая, надежная команда профессионалов, которая будет работать над реализацией. Не для галочки, а на результат.  Такие люди нашлись.

Трое сотрудников национального парка «Югыд ва» и учитель географии местной школы. Для начала мы подали заявку на участие в окружной школе «Пространство» развития» Российского союза молодежи, прошли отбор из 400 заявок.

В городе Котласе Архангельской области, где проходила окружная школа нас научили основам социального проектирования. Там мы разложили все по полочкам, сформировали цели, задачи, целевую аудиторию.


Мы искали ярких, интересных, людей, профессионалов своего дела, чтобы они смогли увлекательно рассказать о выбранной теме.


Сколько учеников проходили обучение в вашей школе?

— Было набрано 22 ученика. 20 детей из г. Вуктыле, 1 школьник из г. Ухты, 1 ученик из Республики Бурятии.

Какова цель проекта?

— Обучить активистов: детей и молодежь, проживающих в г. Вуктлыл необходимым профессиональным компетенциям для проведения эколого-просветительских экскурсий туристам и местным жителям.

Туристы, которые приезжают в Вуктыльскую часть парка, какое-то время ожидают «заброски» на территорию.

Чтобы гости потратили это время с пользой, для них и предусмотрены познавательные экскурсии по Вуктылу. Во время экскурсий ученики школы не только показывали бы гостям достопримечательности нашего города, но и рассказывали о национальном парке «Югыд ва», об экологическом туризме.

Как проводились занятия во время ограничительных мер?

В конце июня в Республике Коми стали снимать ряд ограничений, что позволило нам проводить первые практические занятия на свежем воздухе.

Учитывая, что наши спикеры и эксперты из разных городов и стран, большинство мастер-классов и лекций проходили в онлайн формате.

Занятия, которые проводили сотрудники национального парка «Югыд ва» проходили в музее природы, который расположен в Вуктыльской дирекции.

Про спикеров хочется поговорить отдельно. Нами была проведена колоссальная работу по поиску экспертов. Мы искали ярких, интересных, людей, профессионалов своего дела, чтобы они смогли увлекательно рассказать о выбранной теме.

В числе экспертов:

Анастасия Гайдарова, опытный гид-экускурсовод, инструктор по рафтингу с опытом работы более 7 лет, организатор авторских туров в Португалию, Австрию, Италию. Настя выходила к нам в прямой эфир из солнечной Португалии.   

Марина Смирнова, президент Фонда «Живая классика», Даниил Трушин, региональный координатор проекта «Пространство развития» Российского союза молодежи, Анна Белоусова, гид по Москве и основатель туристического проекта IGuide Moscow для иностранцев, организатор онлайн-туров и виртуальных экскурсий по Москве, онлайн кулинарных мастер-классов для иностранцев, эксперт-спикер в обучающих мастер-классах и воркшопах для начинающих экскурсоводов.

При выборе спикера, который сможет посвятить ребят в тонкости экскурсионного дела, наш выбор пал на Марину Рубцову, координатора проекта «Заповедный туризм», эксперта из экоцентра «Заповедники».

Кроме занятий в школе предполагалась и «домашняя работа»?

— Во время прохождения темы про заповедную систему России, ребятам было предложено изучить любой национальный парк или заповедник, сделать презентацию и выступить перед одноклассниками. Сколько было сделано открытий! 

Еще одним из домашних занятий в Школе было разработка и презентация авторских туристических продуктов. Необходимо было изучить туристический потенциал городского округа «Вуктыл» и разработать туристический продукт, который можно реализовать в городе.

Ребята разделились на группы, определили лидера команды. Для каждой команды был выбран определенный вид туризма — познавательный, спортивный, гастрономический, рекреационный, лечебно-оздоровительный.

Все участники справились на «отлично» и показали достойный уровень знаний и умение работать в команде, чем приятно удивили наставников.

Некоторые из ребят на летний период выезжали за пределы г. Вуктыла. Они изучали туристический потенциал города, в котором находились. Так, мы смогли совершить виртуальное путешествие в удивительную Республику Бурятию, узнали о достопримечательностях г. Белгорода.

За время обучения в школе наставники помогли подготовиться ребятам к конкурсу «Лучший гид Урала. Новое поколение», организованному Свердловским областным отделением Русского географического общества и Уральским государственным педагогическим университетом. Победителем данного конкурса стала ученица Школы юного экскурсовода Лэйла Лукьянченко.

Что было самым увлекательным?

— Наша школа — это уникальный проект еще и тем, что в сложной эпидемиологической обстановке мы смогли вывести ребят на территорию национального парка «Югыд ва». Всего состоялось две поездки — в южную и северную часть парка.

В августе ребята вместе с сопровождающими выехали на туристический приют КОП «Верхний Щугор».

В это время на стоянке старшим государственным инспектором и группой волонтеров велись ремонтные работы. Влад Мезенцев и Лейла Лукьянченко помогли сотрудникам парка повесить несколько скворечников и установить солонцы.

Затем все отправились на гору Ярута, которая находится на границе с Ханты — Мансийским автономным округом. Школьники узнали, что высота горы составляет 855 м. н.у.м. С северо-запада от неё располагается «Долина предков» — участок со слабым склоном, на котором находится группа останцев.

На подходе к останцам можно увидеть «алтарный камень», на котором вплоть до 1890 года совершались ритуальные жертвоприношения оленей шаманами Ханты и Манси, чтобы привлечь благосклонность духов природы.

Бурю восторга у ребят вызвали находки горного хрусталя, ведь в середине ХХ века в районе г. Ярута велась добыча этого минерала, после которой остались заброшенные штольни.

А вечером все уютно расположились у костра и до позднего вечера делилась впечатлениями об увиденном и услышанном за день.

Следующее путешествие — в северную часть парка.  Дорога до базы Санавож предстояла нелегкая — более 8 часов на поезде и 7 часов на машине УРАЛ.

Первый день — ознакомительный. После обеда, приготовленного на костре, ребята исследовать окрестности базы, сходили на экологическую тропу к скале Бегемот. Следующий маршрут — к устью реки Балбанью.

Там юные экскурсоводы встретились со Стариком-хозяином — «каменным идолом» — природным и историко-культурным памятником. Археологами подтверждено, что в эпоху палеолита здесь было место жертвоприношения.

Затем — в гости к Каменной бабе (30-метровый каменный останец, издали с определенной точки напоминающий фигуру женщины. По некоторым сведениям, в прошлом останец служил сакральным объектом для проживавших здесь коренных народов Севера.


Во время наших поездок ни один телефон не был использован, только если в качестве часов или будильника.


Есть интересная легенда, если «бабе» оставить подарок, то она исполняет желание, но и берет за это соответствующую цену.

За эти дни, проведенные на территории национального парка, участники испытали весь спектр эмоций: усталость от длинной дороги, радость от первой приготовленной пищи на костре, которая казалась самой вкусной на свете, впервые затопленной бани, гордость за своих ребят, счастье от увиденных красот.

И еще что-то такое, что даже в самом богатом языке в мире не найдется слов: когда дети с удовольствием пили хрустальную воду из чистейшего Кожима и наполняли бутылки водой, чтобы взять в дорогу.

Жаль, что нельзя было взять с собой тот воздух, которым все дышали этот короткий отдых.

Надеемся, что будущие поколения также смогут утолить жажду в здешних кристальных водах. Нетронутые, прозрачнее слезы, изумрудные воды Кожима — самое дорогое, что мы можем оставить после себя.

Сейчас многие говорят, что подрастающее поколение, кроме гаджетов ничего не интересует. Торжественно заявляю, что это не так. Во время наших поездок ни один телефон не был использован, только если в качестве часов или будильника.

После обучения в школе дети проводили экскурсии?

— К сожалению, нет. В сложной эпидемиологической обстановке, наставниками школы было принято решении не проводить экскурсии с приезжающими туристами, чтобы не подвергать опасности здоровье  детей. 

Для аттестации ребят мы создали тест-группу из числа жителей города Вуктыл, с которыми школьники провели авторские экскурсии, которые они разработали самостоятельно.

Все лекции, мастер-классы, презентации занятий, записи вебинаров мы сформировали в обучающий кейс. Ребята в любой момент смогут прослушать или просмотреть материал.

Несмотря на непростое время, на всевозможные сомнения и ограничения, проект «Школа юного экскурсовода» успешно состоялся, мы надеемся, что опыт реализации проекта смогут перенять и другие ООПТ.

Мы благодарим друзей, которые оказали нам финансовую поддержку — ИП «Русакова Л.Н.», ООО «Комиавиатранс» и лично Вячеслава Хаткова, клуб экспедиций «Дикий Север» и лично Евгения Свитова, АО «ЮТэйр Вертолетные услуги» и лично Руслана Мамедова, ООО «Северный Урал», ООО «Соло» и лично Юрия Половникова. Александра Пинежанинова — наставника Школы, который прервал свой отпуск в г. Сочи, чтобы сопровождать учеников в поездке.

 

 

Отдел экологического просвещения национального парка «Югыд ва»

Фото предоставлено национальным парком «Югыд ва»