Вход
Регистрация

Заповедные острова

Содержание номера

Скрыть содержание

Вступительное слово

Заповедные территории онлайн

Заповедная история

«К каждому файлу подходишь, как к беседе с живым человеком»

Бухта Тихая: тихий подвиг полярников

Заповедное дело в России: страницы и уроки истории

Тема номера

Пандемия — не повод сидеть, сложа руки

«Заповедное Подлеморье» в онлайн-пространстве.

2020: новый формат, новая аудитория

Связь из леса: заповедная телестудия

В режиме самоизоляции

Сам себе заповедник

Национальный парк «Угра» онлайн

Новогодний онлайн-экомарафон от природного парка «Вулканы Камчатки»

Экотуризм

По Серебряному ожерелью России и не только

Практики

Школа юного экскурсовода в национальном парке «Югыд ва»

Опыт

Дикоросы Алтая: потенциал для развития экобизнеса без ущерба для природы

Эко-академия

Экоцентр «Заповедники»: новые технологии в экологическом просвещении

Идеи и открытия

Как включать в планы управления ООПТ меры по адаптации к изменениям климата (на примере заповедника «Убсунурская котловина»)

Заповедное творчество

Витольд Ясвин: "Я хочу рассказать тебе мир"

Содержание

Сам себе заповедник




Ситуация с пандемией коронавируса, в которую попал весь мир в 2020 году, еще раз подчеркнула важность сохранения баланса в окружающей нас среде и роль особо охраняемых территорий как хранителей заповедных уголков природы, где баланс все еще есть, и, конечно, как источника экологических знаний. В заповедной системе России работает множество людей, а еще больше — не работают в ней, но очень хотят заботиться о природе. Что же им делать?

Делать! Делать то, что поможет сохранить природу, улучшить состояние окружающей среды, снизить антропогенное воздействие, повысить экологическую культуру.

ООПТ занимают чуть больше 11 % территории Камчатского края; большая часть из них находятся в удаленных районах, но есть и другие, довольно доступные и часто посещаемые людьми. А остальные 89 % территории края относятся к не особо, но охраняемым Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира.


Проект «Экология Камчатки» объединяет людей, которые хотят изменить экологическую ситуацию в крае. 


На всей нашей огромной территории есть уникальные природные объекты, краснокнижные растения и животные. Но нуждаются в защите не только они. В связи с ограничениями по COVID-19 люди в 2020 году стали чаще посещать природные территории, ведь развлекательные, просветительские, торговые центры были закрыты. Соответственно выросла важность доступного массового экологического просвещения.

Проект «Экология Камчатки» объединяет людей, которые хотят изменить экологическую ситуацию в крае. Отсутствие привязки к конкретной ООПТ или организации позволяет нам проводить мероприятия по всей территории края.

В 2019 году мы начали работать в форме живых эколого-просветительских встреч, бесед, лекций, занятий, экологических акций и мероприятий, но в 2020-м, как и многим, нам пришлось уйти в онлайн. Это было нелегко.

Несмотря на аккаунты в Facebook и Instagram, с помощью которых мы успешно распространяли передовые экологические идеи и рассказывали о природе родного края и проекте, перевести в онлайн-формат многие мероприятия было трудно.

Как, например, провести онлайн дармарку — экологический обмен вещами? Или уборку природной территории от мусора?

Конечно, решения нашлись: мы учились у лучших, придумывали и делали.

И помогали научиться другим.

Одной из задач проекта является распространение знаний о медведях Камчатки.

Запланированная «Медвежья школа» стартовала в апреле онлайн: мы рассказывали о медведях вообще и о камчатских в частности, рекомендовали книги и фильмы об этих животных, сняли несколько видеороликов о «медвежьей безопасности», наладили взаимодействие с Агентством лесного хозяйства и охраны животного мира —  они вместе с МЧС делились с нами материалами о медведях и правилах безопасного поведения в лесу.

Пандемические ограничения не касались одиночных прогулок, поэтому мы делились наблюдениями за природой и погодой, накладывая на них аналитическую информацию от Камчатского управления гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, куда мы сходили на индивидуальную экскурсию и получили дополнительную информацию; наблюдали запуск метеозонда.

Кстати, можем сказать, почему отменили рыболовные соревнования, хотя лед был достаточно толстым. Он был толстым, но хрупким — его структуру показывают фотографии. Именно поэтому МЧС часто предупреждает о запрете выходить на лед. И, конечно же, мы приглашали людей к дистанционному наблюдению за погодными и природными явлениями.

Еще одно направление проекта — уже упомянутые дармарки, во время которых участники обмениваются вполне еще хорошими вещами, которые в противном случае могут попасть на свалку и стать мусором. А так они продолжают служить людям, а мы обеспечиваем перераспределение ресурсов.


Идея дармарок состоит в уменьшении количества вещей в жизни человека и потребления в принципе. С этим гармонирует идея отказа от одноразовых вещей и перехода на многоразовые. 


Перевести такие мероприятия в онлайн невозможно, но мы подсказывали людям через соцсети, как организовать обмен у себя в подъезде (с соблюдением противоэпидемических мер, разумеется): необходимо обработать вещи дезинфицирующим раствором и поставить на столик на лестничной площадке.

Мы подсмотрели эту идею в одном из пабликов в Instagram — и подхватили. Первое, о чем задумываются люди, когда разбирают запасы вещей у себя дома, это о необходимости сокращать потребление.

Идея дармарок состоит в уменьшении количества вещей в жизни человека и потребления в принципе. С этим гармонирует идея отказа от одноразовых вещей и перехода на многоразовые.

Так, мы сняли и выложили несколько мастер-классов по пошиву экосумок и экомешочков, по переделке вещей, когда они обретают вторую жизнь. Люди живо откликались на такие сообщения и делились своим опытом.

Во время пандемии одноразовые маски сначала стали дефицитом, а потом — настоящим бедствием для планеты. В апреле мы сняли и распространили видео о том, как можно быстро пошить многоразовую маску для себя, членов семьи, друзей и даже для незнакомых нуждающихся.

Часть мастер-класса была показана на ВГТРК, на самую широкую аудиторию. Наши подписчики и волонтеры бесплатно обменивались материалами для изготовления масок, шили их и дарили тем, кому они нужны. Проект помог сократить количество опасного мусора и мотивировал людей делать добро.

Мы с самого начала пандемических ограничений отказались от проведения лекций о медведях, мусоре и краниологии с помощью Zoom и подобных ресурсов: мы попробовали этот формат и увидели, что люди, особенно дети и родители, уже устали от дистанционного обучения. А человек должен получать новые знания с удовольствием.

Поэтому мы переключились на публикации статей и небольших мастер-классов в Instagram: рассказывали о том, как на самоизоляции с детьми изготовить животных в технике оригами; сделали дипломы за конкурс на лучшую кормушку — они имели вид раскраски, куда мы поместили заметных птиц камчатской весны; вместе с орнитологами писали посты о птицах, рассказывали о сортировке мусора в домашних условиях.

Нам удалось наладить контакт с руководством мусороперерабатывающего предприятия, и мы сделали серию материалов о том, как на Камчатке перерабатывается пластик, стекло, автошины, бумага. Многие люди не знали о существовании сортировочного комплекса и вообще о системе обращения с отходами на Камчатке.

Какое отношение все это имеет к экологическому просвещению? Прямое: люди стали обращать больше внимания на мусор в лесах полуострова и на пляжах, стали активнее участвовать в его уборке, задумались об опасных отходах и способах их утилизации и, наконец, поняли, как из маленьких действий складывается большая картина.


Это одна из острых проблем Камчатки: люди кормят сусликов, лисиц, медведей, белок, берут на руки сурков, подкармливают краснокнижных сивучей, в чью жизнь запрещено вмешиваться законом. Прекращение кормления диких животных — одна из задач проекта «Экология Камчатки». 


На конкурсе детских экологических проектов мы увидели школьный проект «Батарейки, сдавайтесь!». Дети провели эксперимент, во время которого показали взрослым, что батарейки — опасные отходы, и утилизировать их нужно специальным образом. А затем организовали сбор отработанных батареек не только у себя в школе, но и в соседнем магазине.

Мы поделились этим проектом в своих соцсетях, в личных сообщениях педагогам и знакомым — и теперь контейнеры для сбора батареек появляются в других школах и библиотеках.

Легче всего было перевести в дистанционный формат конкурсы рисунков, стихов и проектов. Один наш конкурс был посвящен Култучному озеру и его экосистеме в центре Петропавловска-Камчатского, а второй назывался «Сохраним дикую природу дикой», и касался он недопустимости кормления всех видов диких животных.

Это одна из острых проблем Камчатки: люди кормят сусликов, лисиц, медведей, белок, берут на руки сурков, подкармливают краснокнижных сивучей, в чью жизнь запрещено вмешиваться законом. Прекращение кормления диких животных — одна из задач проекта «Экология Камчатки».

Дистанционный прием и публикация работ, статьи обо всех видах животных, которых кормят люди, с объяснениями, почему нельзя этого делать, комментарии к фотографиям случаев кормления в Instagram, взаимодействие с Агентством лесного хозяйства, Минприроды, инспекцией экологического надзора, привлечение единомышленников к решению проблемы дали результат: ролик о медведях разошелся по соцсетям, на основе детских рисунков о недопустимости кормления мы сделали наклейки для городских автобусов, а затем сюжеты об этой проблеме начали снимать и СМИ.

Минприроды края инициировало внесение изменений в положения об ООПТ, где чаще всего подкармливают диких животных, вопрос выносится через общественный совет на уровень края и губернатора.

И это все — результат онлайн-работы во время пандемии. Все возможно, хотя личное взаимодействие и общение — самые эффективные инструменты экологического просвещения. И личный пример, конечно.


Дистанционно мы вместе:

  • учились делать в домашних условиях компост, обсуждали диспоузеры и компостеры, искали решение для проблемы пищевых отходов;
  • изучали отпечатки зверей на снегу и следы их жизнедеятельности;
  • знакомились с новинками и классикой научной и краеведческой литературы;
  • изучали старовозрастные деревья и особенности их древесины;
  • учились загружать наблюдения в глобальную базу данных iNaturalist;
  • красили яйца экологичными натуральными красителями;
  • поддерживали «Народный университет» от Минприроды;
  • учились пользоваться онлайн-сервисами для решения проблем с мусором и загрязнением окружающей среды;
  • регулярно анализировали погодные условия, аномалии года и природные явления;
  • изучали эффективность электроизгородей и других средств защиты от медведей;
  • запустили сериал о пчелах на Камчатке от научного сотрудника КФ ТИГ ДВО РАН;
  • множество раз говорили о медвежьей безопасности и сортировке мусора на Камчатке;
  • выступали в прямых эфирах на радио и обучали гидов через Zoom;
  • давали вторую жизнь вещам — мыли, ремонтировали, переделывали, менялись;
  • наблюдали за птицами и животными, иногда пристраивали их в добрые руки;
  • изучали состав туалетной бумаги на наличие вторсырья;
  • знакомились с мобильными приложениями для сортировки мусора и защиты природы;
  • изучали влияние пандемии на природу;
  • спасали утят, совят, свиристелей, кукушат;
  • писали программы экологического воспитания для образовательных учреждений;
  • разбирали погадки птиц и медвежий помет;
  • боролись с борщевиком и несанкционированными свалками;
  • боролись с блогерами и турфирмами, рекламирующими кормление диких животных;
  • рассматривали проблему туалетов на природных территориях и ведущий мировой опыт в ее решении;
  • выращивали лимоны и яблони и раздавали саженцы на посадку;
  • показывали в прямом эфире ботаников, изучающих флору Камчатки.

Еще одно важное направление работы — экологические субботники — сложно было представить в дистанционном формате, но и тут нашлось решение: #личныйсубботник и #семейныйсубботник — отличная возможность навести порядок на природе или в городе, позаботиться об окружающей среде, а также соблюсти рекомендации по социальному дистанцированию во время пандемии коронавируса.

Люди с удовольствием включались в эстафету, делились своими историями уборок. Очень важно, что жители начинали действовать сами, никого не дожидаясь.

В онлайн-формате нам удалось даже посадить 1400 елок в рамках акции «Деревья вместо воздушных шаров на выпускной».

Основная работа по сбору заявок и координации прошла онлайн, выкопали деревья мы узким кругом, привезли их в город с помощью волонтеров и раздали желающим. Спасибо агролесхозу за предоставленную возможность. Елочки разъехались по всему краю и даже уехали в Северо-Курильск.

Онлайн-работа в области экологического просвещения — это хороший выход в условиях ограничений, который дает определенные возможности. Но, с другой стороны, окружающая нас среда, она не в сети, она живет, дышит и меняется, взаимодействует с нами и влияет на нас — как и мы на нее.

Невозможно через интернет объяснить, каково это, когда тебя кусает комар, или как пахнет хвойный лес после дождя, какая на вкус рябина после заморозков, как осыпается шлак под сапогами при восхождении, как меняется температура воздуха и цвет неба, когда садится солнце… Важно помнить: жизнь происходит снаружи.

И наша задача — сделать так, чтобы мы и многие поколения после нас могли выходить во внешний мир и чтобы им было куда выходить, что наблюдать и любить там, снаружи, офлайн.

 

Татьяна Примак,

координатор проекта «Экология Камчатки»