Содержание номера
Скрыть содержание«К каждому файлу подходишь, как к беседе с живым человеком»
Бухта Тихая: тихий подвиг полярников
Заповедное дело в России: страницы и уроки истории
Пандемия — не повод сидеть, сложа руки
«Заповедное Подлеморье» в онлайн-пространстве.
2020: новый формат, новая аудитория
Связь из леса: заповедная телестудия
Национальный парк «Угра» онлайн
Новогодний онлайн-экомарафон от природного парка «Вулканы Камчатки»
По Серебряному ожерелью России и не только
Школа юного экскурсовода в национальном парке «Югыд ва»
Дикоросы Алтая: потенциал для развития экобизнеса без ущерба для природы
Экоцентр «Заповедники»: новые технологии в экологическом просвещении
Экоцентр «Заповедники»: новые технологии в экологическом просвещении
Для ЭкоЦентра «Заповедники» год оказался богат на онлайн-активности. Переход большинства образовательных программ в интернет во всем мире способствовал реализации проектов, которые ранее считались дополнительными, но сегодня вышли на первый план. И обучающим организациям в новых условиях потребовались новые знания и навыки.
Об онлайн-проектах ЭкоЦентра «Заповедники» рассказывает Елена Книжникова, заместитель директора ЭкоЦентра, председатель межрегионального движения друзей заповедных островов.
— Мы являемся учебным центром для заповедных территорий больше двадцати лет, и каждый год проводим для экопросветителей и других специалистов ООПТ обучающие семинары. За это время наработано немало эффективных методов обучения и мотивации в офлайн-режиме.
Запрос на онлайн-обучение существовал и раньше, в основном он был связан с удаленностью многих заповедных территорий, но все изменила ситуация с пандемией и карантином.
Мы провели опрос сотрудников заповедных территорий и увидели их готовность к онлайн-обучению.
Еще несколько лет назад это было бы сложно осуществить из-за низкой скорости интернета на многих ООПТ, отсутствия технического обеспечения. Но сегодня всемирная сеть добралась практически всюду, люди готовы работать онлайн, появились качественные ресурсы и программы, которые можно использовать для обучения.
Благодаря президентскому гранту, который мы выиграли в рамках проекта для движения друзей заповедных островов, мы получили возможность реализовать технологии онлайн-обучения как альтернативу нашим офлайн-курсам.
В рамках проекта мы решаем сразу несколько задач. С одной стороны, отрабатываем онлайн-технологии тренингов и семинаров, понимаем, как сделать онлайн-мероприятия такими же интерактивными, интересными, полезными и вдохновляющими, а с другой — решаем задачи развития движения друзей заповедных островов, которое опирается на сотрудников отделов просвещения заповедных территорий.
На нашей онлайн-площадке мы выстраиваем командную работу по нескольким направлениям, разрабатываем сетевой проект, который поможет соединить заповедные территории с их друзьями.
Направлений получилось пять: как создавать заповедные уроки, как открыть школу экскурсоводов, как наладить работу со школьными клубами друзей, как стать заповедным блогером и как заповедным территориям могут помочь инженеры и технологи.
— В чем суть этого проекта?
— Проект называется «Новые технологии в экологическом просвещении».
Мы провели онлайн-семинар для сотрудников ООПТ и представителей различных организаций, педагогов — всех, кто пожелал стать наставником и делиться своими знаниями с клубами друзей.
Каждый наставник выбрал направление и в онлайн-сессиях вместе с экспертами обсудил, как привлечь к работе клубы друзей из разных регионов.
Направлений получилось пять: как создавать заповедные уроки, как открыть школу экскурсоводов, как наладить работу со школьными клубами друзей, как стать заповедным блогером и как заповедным территориям могут помочь инженеры и технологи.
По каждому из этих направлений выбраны кураторы — главные ведущие и модераторы, которые разрабатывают курсы, продумывают логику и вместе с экспертами выстраивают программу обучения. Кураторские онлайн-курсы будут размещены на портале заповедная академия.рф.
Итог проекта — готовые курсы для клубов и экопросветителей, алгоритм сетевых проектов с методическим обеспечением плюс онлайн-курс в помощь сетевым проектам. Вся обучающая программа находится на портале заповедная академия.рф.
Каждый кураторский курс — методический помощник для будущих участников сетевых проектов, которые мы планируем придумать вместе с командами со всей страны на следующем этапе.
Итог проекта — готовые курсы для клубов и экопросветителей, алгоритм сетевых проектов с методическим обеспечением плюс онлайн-курс в помощь сетевым проектам. Вся обучающая программа находится на портале заповедная академия.рф.
— Сколько человек приняло участие в проекте?
— Мы получили более 80 заявок, на сессиях работали примерно половина — более 40 человек. Это настоящие профессионалы, заповедные звезды, люди, которые имеют опыт работы с ООПТ.
— Какие были сложности в реализации проекта?
— Первая — и главная — необходимость перевести наши тренинги в онлайн-формат без потери качества. Самостоятельно это сделать непросто, поэтому мы сначала обратились к профессионалам, прошли у них обучение, а потом выстроили технологии, которые позволили нам самим проводить качественные, результативные онлайн-семинары.
Мы всегда сначала изучаем все на себе, разбираемся сами. Благодаря президентскому гранту мы апробировали методы, гипотезы, увидели, что получается, а где нужны доработки, обнаружили много новых технологий для дальнейшей работы.
Мы думаем, что нужно использовать максимальное количество как онлайн-, так и офлайн-инструментов: несомненно, личные встречи дарят больше вдохновения и эмоций, однако онлайн-семинары позволяют ООПТ не зависеть от отсутствия денег на дорогу, проживание, питание.
В целом новые инструменты позволяют нам решать актуальные задачи, получать знания, знакомиться, обмениваться опытом, так что теперь мы можем смело планировать любые онлайн-семинары по запросам заповедных территорий.
Интервью записала Яна Малиновская