Вход
Регистрация

Заповедные острова

Мы в соцсетях: FacebookVKYoutubeInstagram

Содержание номера

Скрыть содержание

Вступительное слово

Заповедные территории онлайн

Заповедная история

«К каждому файлу подходишь, как к беседе с живым человеком»

Бухта Тихая: тихий подвиг полярников

Заповедное дело в России: страницы и уроки истории

Тема номера

Пандемия — не повод сидеть, сложа руки

«Заповедное Подлеморье» в онлайн-пространстве.

2020: новый формат, новая аудитория

Связь из леса: заповедная телестудия

В режиме самоизоляции

Сам себе заповедник

Национальный парк «Угра» онлайн

Новогодний онлайн-экомарафон от природного парка «Вулканы Камчатки»

Экотуризм

По Серебряному ожерелью России и не только

Практики

Школа юного экскурсовода в национальном парке «Югыд ва»

Опыт

Дикоросы Алтая: потенциал для развития экобизнеса без ущерба для природы

Эко-академия

Экоцентр «Заповедники»: новые технологии в экологическом просвещении

Идеи и открытия

Как включать в планы управления ООПТ меры по адаптации к изменениям климата (на примере заповедника «Убсунурская котловина»)

Заповедное творчество

Витольд Ясвин: "Я хочу рассказать тебе мир"

Содержание

Экоцентр «Заповедники»: новые технологии в экологическом просвещении


Иллюстрация Ирина Климина

Для ЭкоЦентра «Заповедники» год оказался богат на онлайн-активности. Переход большинства образовательных программ в интернет во всем мире способствовал реализации проектов, которые ранее считались дополнительными, но сегодня вышли на первый план. И обучающим организациям в новых условиях потребовались новые знания и навыки.

Об онлайн-проектах ЭкоЦентра «Заповедники» рассказывает Елена Книжникова, заместитель директора ЭкоЦентра, председатель межрегионального движения друзей заповедных островов.

— Мы являемся учебным центром для заповедных территорий больше двадцати лет, и каждый год проводим для экопросветителей и других специалистов ООПТ обучающие семинары. За это время наработано немало эффективных методов обучения и мотивации в офлайн-режиме.

Запрос на онлайн-обучение существовал и раньше, в основном он был связан с удаленностью многих заповедных территорий, но все изменила ситуация с пандемией и карантином.

Мы провели опрос сотрудников заповедных территорий и увидели их готовность к онлайн-обучению.

Еще несколько лет назад это было бы сложно осуществить из-за низкой скорости интернета на многих ООПТ, отсутствия технического обеспечения. Но сегодня всемирная сеть добралась практически всюду, люди готовы работать онлайн, появились качественные ресурсы и программы, которые можно использовать для обучения.  

Благодаря президентскому гранту, который мы выиграли в рамках проекта для движения друзей заповедных островов, мы получили возможность реализовать технологии онлайн-обучения как альтернативу нашим офлайн-курсам.  

В рамках проекта мы решаем сразу несколько задач. С одной стороны, отрабатываем онлайн-технологии тренингов и семинаров, понимаем, как сделать онлайн-мероприятия такими же интерактивными, интересными, полезными и вдохновляющими, а с другой — решаем задачи развития движения друзей заповедных островов, которое опирается на сотрудников отделов просвещения заповедных территорий.

На нашей онлайн-площадке мы выстраиваем командную работу по нескольким направлениям, разрабатываем сетевой проект, который поможет соединить заповедные территории с их друзьями.


Направлений получилось пять: как создавать заповедные уроки, как открыть школу экскурсоводов, как наладить работу со школьными клубами друзей, как стать заповедным блогером и как заповедным территориям могут помочь инженеры и технологи. 


Иллюстрация Ирина Климина— В чем суть этого проекта?

— Проект называется «Новые технологии в экологическом просвещении».

Мы провели онлайн-семинар для сотрудников ООПТ и представителей различных организаций, педагогов — всех, кто пожелал стать наставником и делиться своими знаниями с клубами друзей.

Каждый наставник выбрал направление и в онлайн-сессиях вместе с экспертами обсудил, как привлечь к работе клубы друзей из разных регионов.

Направлений получилось пять: как создавать заповедные уроки, как открыть школу экскурсоводов, как наладить работу со школьными клубами друзей, как стать заповедным блогером и как заповедным территориям могут помочь инженеры и технологи.

По каждому из этих направлений выбраны кураторы — главные ведущие и модераторы, которые разрабатывают курсы, продумывают логику и вместе с экспертами выстраивают программу обучения. Кураторские онлайн-курсы будут размещены на портале заповедная академия.рф.


Итог проекта —  готовые курсы для клубов и экопросветителей, алгоритм сетевых проектов с методическим обеспечением плюс онлайн-курс в помощь сетевым проектам. Вся обучающая программа находится на портале заповедная академия.рф.


Каждый кураторский курс — методический помощник для будущих участников сетевых проектов, которые мы планируем придумать вместе с командами со всей страны на следующем этапе.

Итог проекта —  готовые курсы для клубов и экопросветителей, алгоритм сетевых проектов с методическим обеспечением плюс онлайн-курс в помощь сетевым проектам. Вся обучающая программа находится на портале заповедная академия.рф.

— Сколько человек приняло участие в проекте?

— Мы получили более 80 заявок, на сессиях работали примерно половина — более 40 человек. Это настоящие профессионалы, заповедные звезды, люди, которые имеют опыт работы с ООПТ.

— Какие были сложности в реализации проекта?

— Первая — и главная — необходимость перевести наши тренинги в онлайн-формат без потери качества. Самостоятельно это сделать непросто, поэтому мы сначала обратились к профессионалам, прошли у них обучение, а потом выстроили технологии, которые позволили нам самим проводить качественные, результативные онлайн-семинары.

Мы всегда сначала изучаем все на себе, разбираемся сами. Благодаря президентскому гранту мы апробировали методы, гипотезы, увидели, что получается, а где нужны доработки, обнаружили много новых технологий для дальнейшей работы.

Мы думаем, что нужно использовать максимальное количество как онлайн-, так и офлайн-инструментов: несомненно, личные встречи дарят больше вдохновения и эмоций, однако онлайн-семинары позволяют ООПТ не зависеть от отсутствия денег на дорогу, проживание, питание.

В целом новые инструменты позволяют нам решать актуальные задачи, получать знания, знакомиться, обмениваться опытом, так что теперь мы можем смело планировать любые онлайн-семинары по запросам заповедных территорий.

Интервью записала Яна Малиновская