Вход
Регистрация

Заповедные острова

Мы в соцсетях: FacebookVKYoutubeInstagram

Содержание номера

Скрыть содержание

Вступительное слово

Заповедные территории онлайн

Заповедная история

«К каждому файлу подходишь, как к беседе с живым человеком»

Бухта Тихая: тихий подвиг полярников

Заповедное дело в России: страницы и уроки истории

Тема номера

Пандемия — не повод сидеть, сложа руки

«Заповедное Подлеморье» в онлайн-пространстве.

2020: новый формат, новая аудитория

Связь из леса: заповедная телестудия

В режиме самоизоляции

Сам себе заповедник

Национальный парк «Угра» онлайн

Новогодний онлайн-экомарафон от природного парка «Вулканы Камчатки»

Экотуризм

По Серебряному ожерелью России и не только

Практики

Школа юного экскурсовода в национальном парке «Югыд ва»

Опыт

Дикоросы Алтая: потенциал для развития экобизнеса без ущерба для природы

Эко-академия

Экоцентр «Заповедники»: новые технологии в экологическом просвещении

Идеи и открытия

Как включать в планы управления ООПТ меры по адаптации к изменениям климата (на примере заповедника «Убсунурская котловина»)

Заповедное творчество

Витольд Ясвин: "Я хочу рассказать тебе мир"

Содержание

Заповедные территории онлайн


Иллюстрация Ирина Климина

Мир не стоит на месте. Глобальные социальные и экономические процессы подталкивают активное развитие цифровых технологий, благодаря которым люди сегодня могут общаться друг с другом из любой точки планеты, активно сотрудничать, совместно работать над различными проектами.

Однако этот год принес нам серьезную беду — эпидемиологическую опасность, которая заставила нас практически полностью уйти в онлайн. Чтобы снизить риск заражения, в мире возникла необходимость уменьшить количество очных встреч и массовых мероприятий, и в результате работники природоохранной сферы столкнулись с необходимостью научиться работать и общаться через интернет.

Но для заповедных территорий этот навык оказался невероятно ценным: ООПТ часто удалены друг от друга, и расстояния не всегда позволяют делиться опытом, общаться с экспертами на личных встречах. А сегодня все имеют равный доступ к образовательным и коммуникационным площадкам, и чтобы получать качественные знания, нет необходимости ехать в столицу или крупный город. Современная работа на ООПТ требует высокой квалификации, и цифровые технологии дают возможность обучаться прямо на местах.

Несомненно, личные встречи и мероприятия больше вдохновляют и мотивируют, чем онлайн-программы, но мы сегодня получили новые инструменты, которые дают возможность не только общаться и принимать совместные решения, но также придумывать, разрабатывать и сообща реализовывать проекты, даже находясь в разных регионах страны.  

Наш учебный центр сейчас использует тренинги, семинары и стажировки — самые разнообразные инструменты для взаимодействия как очно, так и в онлайн-режиме.

Так, в рамках проекта «Новые технологии в экологическом просвещении» по гранту Президентского фонда мы организовали школу наставников Друзей заповедных островов, освоили технологии проведения онлайн-тренингов и разработали и запустили онлайн-курсы на платформе заповеднаяакадемия.рф.

На портале заповедныйурок.рф продолжают создаваться новые  всероссийские и даже международные  заповедные уроки, который соединяет заповедники и педагогов, экопросветителей.


Главная задача экопросвещения — сформировать общественную поддержку, создать сообщество людей, которые поддерживают ООПТ. Онлайн-технологии помогают решать эту задачу быстро и эффективно.


И даже у такой методики вовлечения волонтеров, как экомарафоны, появилась цифровая альтернатива — онлайн-марафоны. Они не только дают знания о заповедных территориях и о том, как им помогать, но и позволяют вовлечь желающих в дружбу с ООПТ, поощрить самых активных. Такие марафоны мы проводим по всей стране для детей, взрослых и для сотрудников компаний в рамках программ корпоративной социальной ответственности.

Главная задача экопросвещения — сформировать общественную поддержку, создать сообщество людей, которые поддерживают ООПТ. Онлайн-технологии помогают решать эту задачу быстро и эффективно.

При этом надо быть готовыми общаться с людьми, узнавать, что интересно аудитории и предлагать возможности сотрудничества. В рамках экопросвещения важно рассказывать людям не только о том, какие виды и природные объекты охраняются в заповеднике или национальном парке, как   их природоохранная работа влияет на людей, почему они так важны, но и о том, как жить в гармонии, как социально и экономически развиваться рядом с ООПТ.

Если заповедные территории будут правильно организовывать интернет-коммуникацию, они смогут расширять свое сообщество Друзей не только рядом с собой, но и по всей стране. И пусть сейчас эти люди далеко, но они узнали, вдохновились и полны желания помогать своим любимым заповедным территориям, а когда закончится карантин, приехать в гости.

 

 

 

Елена Книжникова,

заместитель директора Экоцентра «Заповедники»,

председатель Движения друзей заповедных островов