Содержание номера
Скрыть содержаниеНаши заповедники в годы Великой отечественной
Их имена — навсегда в истории заповедника
"Казалось, что война не закончится никогда..."
Приокско-Террасный заповедник — ровесник Победы
Михаил Архипович Каверзин (1936–2007)
Ветеран «Красноярских Столбов»
Хвалынский лесхоз в годы войны
Как ковали победу труженики тыла в Алтайском заповеднике
На пересечении судеб, фронтовых путей и заповедных территорий…
Национальный парк «Красноярские Столбы» в военные годы
Мордовский заповедник им. П. Г. Смидовича в годы Великой Отечественной Войны
«Ой, сколько поработано-то в войну!»
В белые ночи по Серебряному ожерелью России и не только
В белые ночи по Серебряному ожерелью России и не только
Редакция журнала «Заповедные острова» представляет просветительский проект Ольги Батищевой «В белые ночи по Серебряному ожерелью России и не только».
Мы познакомились с Ольгой на одном из мероприятий Экоцентра «Заповедники». Ольга пришла познакомиться с представителями заповедных территорий, чтоб обсудить возможность партнерства. Она хотела рассказывать о своих путешествиях по России для особых людей, для тех, кому возраст не мешает жить активно.
Когда мы говорим о «возрастном» туризме, то обычно представляем японцев или европейцев, которые, выйдя на пенсию, осматривают мир. Однако, знакомство с Ольгой открыло для нас перспективы «возрастного» туризма в России.
Мы открываем цикл путевых заметок и надеемся, что у Ольги появятся друзья и партнеры среди заповедных территорий.
Часть 1.
Я родилась в Инте, у подножья Полярного Урала. В 2011 году на машине поехала до Сыктывкара — столицы моей малой родины. Там и родилась мысль увидеть другие города Республики Коми, включенные и не включенные в Серебряное ожерелье России. Ну а потом желание пройти все реки России в круизах или самостоятельно сподвигло меня составить собственный тур, охватывающий реки Печору и Северную Двину, на которых стоят Нарьян-Мар и Архангельск.
По Республике Коми. Ухта
Первый город определил субсидированный тариф — Ухта, второй по численности жителей республики. Удивляюсь: в самолете одни мужчины, летят на работу.
Имя город получил от таежной реки, стекающей с отрогов древнего Тиманского кряжа. Река получила мировую известность благодаря выходам нефти, а город Ухту называют жемчужиной Севера за уникальную природу и богатые полезные ископаемые.
Удалось найти замечательного проводника по Седьюкскому природному заказнику, созданному в бассейне р. Седью для сохранения комплекса таежной природы.
Вдоль дороги в заказник тянулся первый в мире самонесущий самокомпенсирующийся подвесной газопровод Вой — Вож — Ухта, которому более 50 лет! Мы поднялись на Седьюкский риф (известняковые скальные выходы), на месте которого 400 млн лет назад, в девонском периоде, плескалось теплое тропическое море.
На берегу реки мы нашли окаменелости древних моллюсков, забирались в пещеры.
На р. Ухте рудознатец Федор Прядунов добыл в 1745–1767 годах первую российскую нефть, используя для этого колодцы. А упоминание о «чудском масле» известно с XIV века! Племена, жившие на берегах рек, собирали нефть с поверхности воды и использовали ее в медицинских целях.
Нас отвезли в Чутьинский заповедник, где мы буквально прикоснулись рукой к черному золоту в естественных условиях: нефтяные ключи бьют со дна русла р. Чуть и прямо на берегу (их оформили в колодцы деревянными срубами).
В городе немало музеев и памятных мест. В Историко-краеведческом выставлен один из пяти деревянных идолов, найденных в Эшмесской пещере, которая в далеком прошлом была культовым местом пракоми-народов.
В городе есть кафедральный собор, устроенный в советском Дворце культуры (1961 год), напоминающий античный храм, увенчанный крестом.
На сопке Ветлосян у ж/д вокзала в 1970 году был установлен памятник, который является визитной карточкой города, это так называемый электрический Ленин — металлический профиль головы вождя высотой с девятиэтажный дом, который в советское время обрамлялся 120 электрическими лампочками, и эти лампочки зажигались и гасли вместе с уличным освещением.
Со смотровой площадки памятника видна вся Ухта.
Особо надо сказать о памятнике А. С. Пушкину в центре города. Он был создан скульптором Н. Бруни, узником Ухтаижмалага, из подручных материалов — кирпича и цемента. Памятник разрушался, и местные энтузиасты сделали с него слепок, а к 200-летию поэта отлили скульптуру в бронзе. Автор об этом мог только мечтать!
От Вуктыла до Печоры по реке Печоре
Дальше начался экстрим. Лето 2017-го побило все рекорды по холоду и количеству обрушившейся на нас воды.
Навигация по стране опоздала на месяц. В этом путешествии я отправлялась по рекам вдогонку за ледоходом на первых в этой навигации судах, рискуя куда-нибудь опоздать.
Реки вышли из берегов. Первое судно типа «Заря» уходило из Вуктыла — города газовиков.
Еще в Ухте в выставочных залах Газпромтрансгаза я узнала, что Вуктыл своим появлением обязан нефтегазоконденсатному месторождению. Поразил огромный макет из более сотни кустов-буровых Вуктыла, а также карта единой системы газоснабжения Российской Федерации, паутинкой опутавшая всю Европу.
Из Вуктыла начинается магистральный газопровод «Сияние Севера» (Вуктыл — Ухта — Торжок).
Более четырех часов я добиралась до города на автобусе. Вдоль дороги еще лежал снег! Предстояло на пароме перейти на другой берег Печоры.
Подъехали. Обычное место переправы под водой, через дорогу к ней несется поток воды, вдалеке — утонувший КамАЗ!
Автобус с пассажирами заехал на паром, и мы, продираясь сквозь кустарник, через полчаса все же дошли до противоположного берега.
Все, кто приезжает в Вуктыл, обязательно посещают самый большой национальный парк России «Югыд ва», что в переводе с коми означает «светлая вода».
Он включен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми», куда входят также тысяча реликтовых растений, животных и птиц.
В парке любуются озерами, скалами и водопадами, а чтобы поближе познакомиться с обычаями и традициями коренных народов республики, я поехала в деревню Подчерье на р. Подчерем в пригороде Вуктыла.
Ремесло, быт, рыбная ловля и охота здесь ведутся, как в старину. Кажется, что местные жители не принимают никакие блага цивилизации.
Наутро — радостный момент, ради которого я здесь. Пришел первый катер — навигация открылась. Часов восемь предстоит пройти по Печоре, которая берет начало в горах Северного Урала, а через 1809 км впадает в Печорскую губу Баренцева моря.
На борту судна предупреждающие надписи: не распивать, не выходить из салона до остановки. На улице + 6 °С, скорость судна — 40 км/час. Моя фраза «Я тут не ради доехать, а ради посмотреть» смягчила капитанов.
Недоумевая, но мне разрешили находиться на корме. Надев на себя все содержимое чемодана, любуюсь рекой, пейзажами, фотографирую. Река разная в зависимости от погоды — в солнце, при ветре и под дождем ее цвет и характер меняются. Здорово!
Люди на остановках сходят и поднимаются на борт. За ними интересно наблюдать. Здесь нет дорог, и катер — единственная возможность добраться до районного центра. Время прошло незаметно.
Печора — Ираёль — Ижма
Прибыв в Печору, прямо с чемоданом спешу в краеведческий музей. Город возник как важный транспортный узел Северо-Запада России.
Здесь пересеклись водный путь вниз до Баренцева моря по Печоре, связывающий город с Нарьян-Маром, Мезенью, Архангельском, и железная дорога, соединяющая промышленный Север России с центром страны.
Экскурсовод с гордостью рассказывает, что в Печоре найдена палеолитическая стоянка человека Бызовая, обнаружены каменные орудия труда, кости и бивни мамонта.
Много в музее материала по истории Печорлага. В старой части города сохранились деревянные двухэтажные дома, построенные заключенными. На ДК — мемориальная доска со словами: «В память о заключенных Печорлага — деятелях культуры и искусства, выступавших на этой сцене в 1940–1956 гг.».
Судно дальше по реке пойдет через два дня, возможно, из-за ледохода в низовьях. Понимая, что могу опоздать на самолет в Нарьян-Маре, сажусь на поезд до ст. Ираёль. Поезд состоит из двух вагонов и старенького локомотива.
Закопченные окна очень напоминают детство — тогда от паровозного дыма мы приезжали, «припудренные» углем. От ст. Ираёль есть дорога до г. Ижма, основанного в 1567 году. Здесь родилась олимпийская чемпионка Раиса Сметанина, а вообще в нем проживают коми-ижемцы, сохраняющие свою культуру и обычаи.
Каждый год на Иванов день они проводят свой народный праздник Луд — гуляние перед страдой, на котором все могут полюбоваться их национальными танцами и костюмами. Все танцуют и поют в одном большом хороводе.
Я с интересом слушаю, как они говорят на родном языке. Кульминация праздника — встреча солнца, момент начала лета.
Утром, посмотрев экспозиции краеведческого музея, который находится в здании с мезонином — памятнике архитектуры деревянного зодчества, еду на такси опять к Печоре, к парому, чтобы увидеть еще одно старинное село, Усть-Цильму. И опять разлив.
Паром причаливает к берегу прямо в лесу, полном снежных сугробов! Машина лавирует между соснами, рискуя застрять, но привозит меня в Усть-Цильму.
Усть-Цильма
Древнейшие поселения человека в этих местах появились в период неолита. В 1542 году новгородскому князю Ивашке Ластке пожалована грамота на пользование землями на р. Печоре. XVII–XVIII века связаны с массовым притоком старообрядцев, бежавших от притеснения властей.
В Историко-мемориальном музее я познакомилась с коллекцией икон печорских старообрядцев. Усть-цилёма — это русские люди, сохранившие старинное наречие, происходящее от языка коми и ненцев, и перенявшие от кочевых народов премудрости жизни на Севере.
Село известно народным гулянием «Усть-Цилёмская горка» — это древний праздник с уличной ярмаркой сувениров, сельхозпродукции, рыбы разных видов, пойманной в Печоре и озерах.
Проводятся состязания силачей «Русские богатыри». Но главное — это усть-цилемские хороводы и женский праздничный наряд, признанные на федеральном уровне шедеврами русской культуры.
Утром я сажусь на катер. Предстоит шесть часов пути по самой широкой части Печоры, до Нарьян-Мара в НАО.
Продолжение следует.
Ольга Батищева
Фото автора