Вход
Регистрация

Заповедные острова

Мы в соцсетях: FacebookVKYoutubeInstagram

Содержание номера

Скрыть содержание

К читателям

Бессмертный заповедный полк

Заповедная история

Наши заповедники в годы Великой отечественной

Отголоски военного времени

Память сердца

Под знаком Марса

Заповедный юбилей

Приокско-Террасный заповедник — ровесник Победы

Люди заповедные

Михаил Архипович Каверзин (1936–2007)

Ветеран «Красноярских Столбов»

Время не остановилось…

Лесники-фронтовики

Хвалынский лесхоз в годы войны

Жизнь, посвященная лесу

В труде, как в бою

Достойно прожитая жизнь

Тема номера

Как ковали победу труженики тыла в Алтайском заповеднике

На пересечении судеб, фронтовых путей и заповедных территорий…

Национальный парк «Красноярские Столбы» в военные годы

Мордовский заповедник им. П. Г. Смидовича в годы Великой Отечественной Войны

Тайга помогала победить

«Ой, сколько поработано-то в войну!»

Память

Мы помним, мы гордимся!

Война в Арктике

Оккупация в Заонежье

Их имена — навсегда в истории заповедника

"Казалось, что война не закончится никогда..."

Они тоже сражались за родину.

Священная память

Экотуризм

В белые ночи по Серебряному ожерелью России и не только

Экопросвещение

Смоленское Поозерье: вдоль бывшей линии фронта

Содержание

В белые ночи по Серебряному ожерелью России и не только

Ухта — Седью — Вуктыл — «Югыд ва» — р. Печора — г. Печора — Ижма — Усть-Цильма — р. Печора — Нарьян-Мар — Пустозерск — Архангельск — Онега — о. Кий — Холмогоры — Ломоносово — Пинега — Малые Карелы


Ольга Батищева. Фото автора.

Редакция журнала «Заповедные острова» представляет просветительский проект Ольги Батищевой «В белые ночи по Серебряному ожерелью России и не только». 
Мы познакомились с Ольгой на одном из мероприятий Экоцентра «Заповедники
». Ольга пришла познакомиться с представителями заповедных территорий, чтоб обсудить возможность партнерства. Она хотела рассказывать о своих путешествиях по России для особых людей, для тех, кому возраст не мешает жить активно. 
Когда мы говорим о «возрастном» туризме, то обычно представляем японцев или европейцев, которые, выйдя на пенсию, осматривают мир. Однако, знакомство с Ольгой открыло для нас перспективы «возрастного» туризма в России. 
Мы открываем цикл путевых заметок и надеемся, что у Ольги появятся друзья и партнеры среди заповедных территорий. 


Часть 1.
Я родилась в Инте, у подножья Полярного Урала. В 2011 году на машине поехала до Сыктывкара — столицы моей малой родины. Там и родилась мысль увидеть другие города Республики Коми, включенные и не включенные в Серебряное ожерелье России. Ну а потом желание  пройти все реки России в круизах или самостоятельно сподвигло меня составить собственный тур, охватывающий реки Печору и Северную Двину, на которых стоят Нарьян-Мар и Архангельск.

 

По Республике Коми.  Ухта

Первый город определил субсидированный тариф — Ухта, второй по численности жителей республики. Удивляюсь: в самолете одни мужчины, летят на работу.

Имя город получил от таежной реки, стекающей с отрогов древнего Тиманского кряжа. Река получила мировую известность благодаря выходам нефти, а город Ухту называют жемчужиной Севера за уникальную природу и богатые полезные ископаемые.

Над СедьюУдалось найти замечательного проводника по Седьюкскому природному заказнику, созданному в бассейне р. Седью для сохранения комплекса таежной природы.

Вдоль дороги в заказник тянулся первый в мире самонесущий  самокомпенсирующийся подвесной газопровод Вой — Вож — Ухта, которому более 50 лет! Мы поднялись на Седьюкский риф (известняковые скальные выходы), на месте которого 400 млн лет назад, в девонском периоде, плескалось теплое тропическое море.

На берегу реки мы нашли окаменелости древних моллюсков, забирались в пещеры.

На р. Ухте рудознатец Федор Прядунов добыл в 1745–1767 годах первую российскую нефть, используя для этого колодцы. А упоминание о «чудском масле» известно с XIV века! Племена, жившие на берегах рек, собирали нефть с поверхности воды и использовали ее в медицинских целях.

Нас отвезли в Чутьинский заповедник, где мы буквально прикоснулись рукой к черному золоту в естественных условиях: нефтяные ключи бьют со дна русла р. Чуть и прямо на берегу (их оформили в колодцы деревянными срубами).

В городе немало музеев и памятных мест. В Историко-краеведческом выставлен один из пяти деревянных идолов, найденных в Эшмесской пещере, которая в далеком прошлом была культовым местом пракоми-народов.

В городе есть кафедральный собор, устроенный в советском Дворце культуры (1961 год), напоминающий античный храм, увенчанный крестом.

На сопке Ветлосян у ж/д вокзала в 1970 году был установлен памятник, который является визитной карточкой города, это так называемый электрический Ленин — металлический профиль головы вождя высотой с девятиэтажный дом, который  в советское время обрамлялся 120 электрическими лампочками, и эти лампочки зажигались и гасли вместе с уличным освещением.

Со смотровой площадки памятника  видна вся Ухта.

Особо надо сказать о памятнике А. С. Пушкину в центре города. Он был создан скульптором Н. Бруни, узником Ухтаижмалага, из подручных материалов —  кирпича и цемента. Памятник разрушался, и местные энтузиасты сделали с него слепок, а к 200-летию поэта отлили скульптуру в бронзе. Автор об этом мог только мечтать!


От Вуктыла до Печоры по реке Печоре

Дальше начался экстрим. Лето 2017-го побило все рекорды по холоду и количеству обрушившейся на нас воды.

Навигация по стране опоздала на месяц. В этом путешествии я отправлялась по рекам вдогонку за ледоходом на первых в этой навигации судах, рискуя куда-нибудь опоздать.

Реки вышли из берегов. Первое судно типа «Заря» уходило из Вуктыла — города газовиков.

Еще в Ухте в выставочных залах Газпромтрансгаза я узнала, что Вуктыл своим появлением обязан нефтегазоконденсатному месторождению. Поразил огромный макет из более сотни кустов-буровых  Вуктыла, а также карта единой системы газоснабжения Российской Федерации, паутинкой опутавшая всю Европу.

Из Вуктыла начинается магистральный газопровод «Сияние Севера» (Вуктыл — Ухта — Торжок).

Более четырех часов я добиралась до города на автобусе. Вдоль дороги еще лежал снег! Предстояло на пароме перейти на другой берег Печоры.

Подъехали. Обычное место переправы под водой, через дорогу к ней несется поток воды, вдалеке — утонувший КамАЗ!

Автобус с пассажирами заехал на паром, и мы, продираясь сквозь кустарник, через полчаса все же дошли до противоположного берега.

Все, кто приезжает в Вуктыл, обязательно посещают самый большой национальный парк России «Югыд ва», что в переводе с коми означает «светлая вода».

Он включен в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми», куда входят также тысяча реликтовых растений, животных и птиц.

В парке любуются озерами, скалами и водопадами, а чтобы поближе познакомиться с обычаями и традициями коренных народов республики, я поехала в деревню Подчерье на р. Подчерем в пригороде Вуктыла.

Ремесло, быт, рыбная ловля и охота здесь ведутся, как в старину. Кажется, что местные жители не принимают никакие блага цивилизации.

Наутро — радостный момент, ради которого я здесь. Пришел первый катер — навигация открылась. Часов восемь предстоит пройти по Печоре, которая берет начало в горах Северного Урала, а через 1809 км впадает в Печорскую губу Баренцева моря.

На борту судна  предупреждающие надписи: не распивать, не выходить из салона до остановки. На улице + 6 °С, скорость судна — 40 км/час. Моя фраза «Я тут не ради доехать, а ради посмотреть» смягчила капитанов.  

Недоумевая, но мне разрешили находиться на корме. Надев на себя все содержимое чемодана, любуюсь рекой, пейзажами, фотографирую. Река разная в зависимости от погоды — в солнце, при ветре и под дождем ее цвет и характер меняются. Здорово!

Люди на остановках сходят и поднимаются на борт. За ними интересно наблюдать. Здесь нет дорог, и катер — единственная возможность добраться до районного центра. Время прошло незаметно.


Печора — Ираёль — Ижма

Прибыв в Печору, прямо с чемоданом спешу в краеведческий музей. Город возник как важный транспортный узел Северо-Запада России.

Здесь пересеклись водный путь вниз до Баренцева моря по Печоре, связывающий город с Нарьян-Маром, Мезенью, Архангельском, и железная дорога, соединяющая промышленный Север России с центром страны.

Экскурсовод с гордостью рассказывает, что в Печоре найдена палеолитическая стоянка человека Бызовая, обнаружены каменные орудия труда, кости и бивни мамонта.

Много в музее материала по истории Печорлага. В старой части города сохранились деревянные двухэтажные дома, построенные заключенными. На ДК — мемориальная доска со словами: «В память  о заключенных Печорлага — деятелях культуры и искусства, выступавших на этой сцене в 1940–1956 гг.».

Судно дальше по реке пойдет через два дня, возможно, из-за ледохода в низовьях. Понимая, что могу опоздать на самолет в Нарьян-Маре, сажусь на поезд до ст. Ираёль. Поезд состоит из двух вагонов и старенького локомотива.

Закопченные окна очень напоминают детство —  тогда от паровозного дыма мы приезжали, «припудренные» углем. От ст. Ираёль есть дорога до г. Ижма, основанного в 1567 году. Здесь родилась олимпийская чемпионка Раиса Сметанина, а вообще в нем проживают коми-ижемцы, сохраняющие свою культуру и обычаи.

Каждый год на Иванов день они проводят свой  народный праздник Луд —  гуляние перед страдой, на котором все могут полюбоваться их национальными танцами и костюмами. Все танцуют и поют в одном большом хороводе.

Я с интересом слушаю, как они говорят на родном языке. Кульминация праздника — встреча солнца, момент начала лета.

Утром, посмотрев экспозиции краеведческого музея, который находится в здании с мезонином — памятнике архитектуры деревянного зодчества, еду на такси опять к Печоре, к парому, чтобы увидеть еще одно старинное село, Усть-Цильму. И опять разлив.

Паром причаливает к берегу прямо в лесу, полном снежных сугробов! Машина лавирует между соснами, рискуя застрять, но привозит меня в Усть-Цильму.


Усть-Цильма

Древнейшие поселения человека в этих местах появились в период неолита. В 1542 году новгородскому князю Ивашке Ластке  пожалована грамота на пользование землями на р. Печоре. XVII–XVIII века связаны с массовым притоком старообрядцев, бежавших от притеснения властей.

В Историко-мемориальном музее я познакомилась с коллекцией икон печорских старообрядцев. Усть-цилёма — это русские люди, сохранившие старинное наречие, происходящее от языка коми и ненцев, и перенявшие от кочевых народов премудрости жизни на Севере.

Село известно народным гулянием «Усть-Цилёмская горка» — это древний праздник с уличной ярмаркой сувениров, сельхозпродукции, рыбы разных видов, пойманной в Печоре и озерах.

Проводятся состязания силачей «Русские богатыри». Но главное — это усть-цилемские хороводы и женский праздничный наряд, признанные на федеральном уровне шедеврами русской культуры.

Утром я сажусь на катер. Предстоит шесть часов пути по самой широкой части Печоры, до Нарьян-Мара в НАО.

Продолжение следует.   

Ольга Батищева
Фото автора