Вход
Регистрация

Заповедные острова

Мы в соцсетях: VKYoutube

Содержание номера

Скрыть содержание

К читателям

На суше и на море

Заповедный юбилей

Полвека сохраняя природу

К 100- летию Попереченской степи

Люди заповедные

Эмиль Шукуров. В унисон с другими

Тема номера

Алтайский заповедник: полное отсутствие дорог, горы и тайга

Нелегка заповедная работа

Национальный парк «Югыд ва»: территория сильных и выносливых

Исследования

Болота Окского заповедника

Тема номера

Южно-таежные леса: плюсы и минусы труднодоступности

Экотуризм

Бухта Тихая: сердце «Русской Арктики»

Практики

Заповедные острова в Северной Пацифике: тундра среди моря и океана

Опыт

Всё как любит снежный барс: тундра, степь, тайга и горы!

Мир заповедников

Куршская коса — самая крупная песчаная пересыпь в мире

Национальный парк «Чикой»

Заповедник «Тунгусский»: географические причины природной уникальности

Природа и люди

Организация безопасных переходов для диких животных через автотрассы

И в стороне, и на дороге

Тундра как родной дом

Экопросвещение

Заповедная тайга «Красноярских Столбов»

Природа рядом

Берег хмурых медведей

Переселенцы

Содержание

Организация безопасных переходов для диких животных через автотрассы

Работа ООПТ в условиях антропогенного ландшафта


Фото Грошева С.Л

Как замечают любители отдыха на природе, национальный парк — это удивительное рядом: гнезда цапель высоко в соснах, голубоватые влажные скорлупки под ними, резвые озорные белки, потрескивающие прутьями и шишками на еловых ветвях. И все это — довольно близко к человеку, практически по соседству с ним. Несмотря на массу очевидных преимуществ такой организации ООПТ, она имеет и оборотную сторону медали. Традиционные вопросы охраны мест обитания растений и животных осложнены наличием на территории населенных пунктов и ведением активной хозяйственной деятельности. Одна из проблем касается защиты диких животных на автомобильных дорогах.

Гибель животных в результате дорожно-транспортных происшествий распространена повсеместно. Л. М. Баскин и И. М. Охлопков в книге «Охрана крупных млекопитающих от индустриальных угроз» констатируют, что в США ежедневно на дорогах погибает около миллиона животных, в Швеции ежегодно регистрируется 4500 столкновений.

 

Фото pdrivestart.co.ukВ России практика также свидетельствует о большом количестве дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на диких зверей (причем мы даже не говорим о мелких животных, в том числе насекомых, гибнущих при столкновении с автотранспортом).

 

Зачастую ДТП вызваны нарушением правил дорожного движения со стороны водителей, пренебрежением специальными знаками, несоблюдением скоростного режима.


Согласно данным Интернета, можно говорить о том, что практически на всех особо охраняемых природных территориях России отсутствуют специальные сооружения (в том числе ограждения), которые могли бы предотвратить ДТП с участием диких животных.


Фото Кузнецова А.АНа особо охраняемых природных территориях вопрос стоит еще более остро, ведь обитающие здесь животные могут иметь особый охранный статус федерального или регионального значения, и гибель даже одной особи может иметь трагические последствия для всей популяции. Это хорошо понимают сотрудники дальневосточных ООПТ, сохраняющих популяцию дальневосточного леопарда.

 

В России самые распространенные жертвы ДТП — лоси: при миграциях с учетом измененного человеком ландшафта они становятся невольными участниками дорожного движения.

 

Такие столкновения могут быть опасны и для самого водителя и пассажиров: случаи со смертельным исходом для всех участников дорожного движения фиксируются регулярно.

 

Статистика подтверждает эффективность двух основных методов предотвращения ДТП с участием диких животных: огораживание дорог и очистка придорожной полосы от деревьев и кустарников. Относительно недавно в мире появилась практика обустройства т. н. экодуков — наземных переходов на разных уровнях для диких животных. Но обустройство экодуков требует существенных затрат, связанных с оборудованием самой конструкции перехода, воссозданием естественной для животных среды (покрытие грунтом, засев растительными культурами и т. д.).


По состоянию на 2019 год в России построено только три экодука — для обеспечения безопасности обитателей национального парка «Лосиный остров» (Московская область) и Приокско-Террасного заповедника.


Согласно данным Интернета, можно говорить о том, что практически на всех особо охраняемых природных территориях России отсутствуют специальные сооружения (в том числе ограждения), которые могли бы предотвратить ДТП с участием диких животных. При этом для большинства национальных парков описанная проблема имеет огромное значение, поскольку такие ООПТ находятся в пределах населенных пунктов или в непосредственной близости от них.

 

По состоянию на 2019 год в России построено только три экодука — для обеспечения безопасности обитателей национального парка «Лосиный остров» (Московская область) и Приокско-Террасного заповедника.

Фото Смирнова А.СНациональный парк «Русский Север» стал одной из немногих ООПТ, инициировавшей возведение специальных ограждений от диких животных вдоль автотрасс.

 

По территории парка и на прилегающих к нему землях проходит густая сеть автодорог, в том числе федерального (А-119 Вологда — Медвежьегорск), регионального (Вологда — Кириллов, Кириллов — Череповец), а также местного значения. Большинство из них пересекает лесные участки — места обитания лосей, кабанов, енотовидных собак, лисиц, ежей и других млекопитающих.

 

Через эти же дороги проходят миграционные пути лосей. В ноябре — декабре препятствия в виде оживленных трасс преодолевает миграционный, не местный лось. Все эти обстоятельства создают риски для жизни и здоровья и людей, и животных.

 

Анализ сведений о гибели животных на территории национального парка «Русский Север» позволяет сделать вывод, что с 2009 по 2019 год в результате ДТП погибло более 40 особей, в том числе 33 лося, восемь кабанов и других зверей.

 

Сотрудники парка проанализировали дорожную ситуацию: примыкающие территории, наличие подъездов к населенным пунктам, концентрацию ДТП с дикими животными. С помощью геоинформационной системы они рассчитали протяженность необходимых ограждений и наметили места переходов. Полученные материалы были предоставлены дорожникам и использовались при разработке проектов.


В конце 2018 года ограждающие конструкции на обеих трассах были завершены, и животные приступили к освоению переходов.


Фото Смирнова А.СС учетом Методических рекомендаций была создана схема устройства переходов для диких животных. Она предполагала монтаж ограждений с обеих сторон автотрассы не менее чем на 500 м в каждую сторону от установившегося пути движения животных.

 

Основываясь на различных источниках, в том числе учитывая результаты консультаций биологов и дорожников, а также зарубежный опыт, было решено оборудовать переходы шириной 50 метров.

 

В конце 2018 года ограждающие конструкции на обеих трассах были завершены, и животные приступили к освоению переходов.

 

Необходимо рассказать и о некоторых недоразумениях, очевидных недостатках проведенных работ и о том, что удалось исправить на сегодняшний момент. 21 января 2019 года на федеральной автодороге, на уже оборудованном переходе, грузовой автомобиль сбил лося. Произошло это из-за несоблюдения водителем скоростного режима.


Летом 2019 года перед местами переходов диких животных на федеральной автодороге были нанесены шумовые полосы, побуждающие водителей снижать скорость. Сопутствующий шумовой эффект стал дополнительным отпугивающим фактором для животных.


Фото Юрия ГоридаПосле этого чрезвычайного происшествия сотрудники национального парка проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что некоторые детали обустройства переходов и ограждений необходимо доработать. Национальный парк выдвинул требование дооборудовать подъезды к переходам шумовыми полосами, заставляющими водителей снижать скорость, а также заградить примыкание, ведущее к сельхозугодьям, специальной калиткой.

Было решено выпустить в эфир в серии передач «Заметки натуралиста» небольшую экологическую программу по этой проблеме.

 

Летом 2019 года перед местами переходов диких животных на федеральной автодороге были нанесены шумовые полосы, побуждающие водителей снижать скорость. Сопутствующий шумовой эффект стал дополнительным отпугивающим фактором для животных.


Животные при переходах через дорогу, освоении новых ограждений оказались куда более дисциплинированными, чем человек за рулем автомобиля. 


Несмотря на все плюсы проделанной работы, остались и нерешенные вопросы, еще есть не огороженные участки, а для некоторых переходов отсутствуют подводы, направляющие животных непосредственно к полотну дороги. В местах переходов требуются средства видеофиксации.

 

Животные при переходах через дорогу, освоении новых ограждений оказались куда более дисциплинированными, чем человек за рулем автомобиля. Сотрудники парка не первый раз замечают, что лоси стараются быть особенно внимательными и осторожными вблизи дорог и пытаются перейти проезжую часть в то время, когда на ней нет транспортных средств.

 

Фото Андрей СкорняковБольшинство ДТП, как это ни печально, происходят по вине водителей, нарушающих правила дорожного движения, и даже при наличии специальных ограждений это остается основной причиной гибели животных на дорогах.

 

Необходимо понимать, что без ответственного отношения человека к себе, окружающим и другим живым существам ни одна, даже самая совершенная, конструкция не сможет предотвратить беду.

 

Окончательные выводы об эффективности возведенных ограждений делать ещё рано: такие меры требуют довольно длительной адаптации как со стороны животных, так и со стороны человека. В то же время можно определенно заключить, что количество ДТП с участием животных существенно снизилось, их гибель на дороге стала более редким событием.

После уже упомянутого трагического происшествия в январе 2019 года на автодорогах, оборудованных ограждениями, не было зарегистрировано ни одного случая гибели животных, и это не может не радовать.

 

Людмила Кузнецова, начальник отдела организации природопользования и науки

Наталья Губайдуллина, методист отдела экопросвещения, рекреации и туризма

Фото представлено пресс-центром ООПТ


Литература
 

  1. Баскин Л. М., Охлопков И. М. Охрана крупных млекопитающих от индустриальных угроз. — М. : Товарищество научных изданий КМК, 2012. — 38 с.
  2. Природоохранная прокуратура информирует / Официальный сайт Некрасовского муниципального района Ярославской области. URL: http://www.nekr.yaroslavl.ru/frame_priroda.html (дата обращения: 18.09.2019).
  3. Особо охраняемые природные территории. Мониторинг печатных и электронных СМИ 19 июня 2019 г. / Официальный сайт национального парка «Себежский». URL: http://seb-park.ru/blogs/?cat=13 (дата обращения: 18.09.2019).
  4. Секреты лосиных миграций / Портал «Охотники.ру». URL: https://www.ohotniki.ru/editions/rog/article/2010/01/19/414407-sekretyi-losinyih-migratsiy.html (дата обращения 20.09.2019).
  5. Распоряжение Росавтодора от 31 августа 2017 года № 2363-р «О применении и публикации ОДМ 218.6.023-2017 «Методические рекомендации по обеспечению безопасности дорожного движения на участках пересечения автомобильными дорогами путей миграции животных» (документ опубликован не был).