Главная Заповедная библиотека Экологические спектакли КАК ПОСТАВИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ

КАК ПОСТАВИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ

Внимание, откроется в новом окне. ПечатьE-mail


ОЛЬГА СИВАЧЕНКО, САРАТОВ.

Театральное искусство, как метод вовлечения детей в активную природоохранную деятельность, позволяет использовать такие присущие детям качества, как стремление к подражанию, любовь к переодеваниям и желание общения со сверстниками.

   Инсценирование экологической информации позволяет школьникам глубже понять и запомнить её суть. Эксцентрические, философские, патетические и юмористические миниатюры вызывают простые человеческие чувства: сострадание, желание помочь, необходимость действовать. Детский Экологический Театр воспитывает гражданскую позицию, как у актёров, так и у зрителей. Как форма экологического воспитания, Детский Экологический Театр, во многих случаях, является более эффективной, чем такие традиционные методы, как беседы и лекции. Экологическая информация тяжела, она часто порождает чувство тоски, вызывает стресс и желание "заткнуть уши" - не читать, не слушать, не знать о том, как катастрофична ситуация с загрязнением окружающей среды. Выступление Детского Экологического театра способно привлечь зрительскую аудиторию любого возраста; спектакли легко воспринимаются и запоминаются. Обращая внимание публики на определенную экологическую проблему, спектакли не оставляют зрителя чувства безысходности, но вселяют надежду и оптимизм, ведь выжил, потому что смеялся". Детские Экологические Театры - реальная сила в пропаганде экологических знаний. Действенность, зрелищность программ, широкое использование в них средств театральной выразительности позволяет обращаться к любой аудитории; детские слова доходчивы и просты; обращение детей со сцены к публике "глаголом жжет сердца людей", будит сознание и душу, пропагандирует экологические знания, побуждают присоединиться к движению "зеленых".

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Прежде, чем вы возьметесь создавать Детский Экологический Театр - решите для себя три вопроса: ЧТО? КАК? и ВО ИМЯ ЧЕГО? ЧТО? - ищите темы, ходите в экологические организации, ищите в газетах, следите за информацией. Темы должны быть актуальные. КАК? - ходите в театры, смотрите телевизионные КВНы, "капустники" придумывайте сами. Существует множество жанров: литературно-музыкальные композиции, пародии, обозрения, "живые картины", пьесы. ВО ИМЯ ЧЕГО? - каждый выбирает для себя. Иногда спектакль ставится просто "для украшения" какого-то мероприятия. Такой ДЭТ не всегда жизнеспособен. Если интересно самим - шансов больше. Но самая главная цель: экологическое просвещение населения. Если вы выбрали эту цель - ваш детский коллектив добьется успеха. Итак... Актёрский состав Практика показала, что наиболее удобный вариант для классных руководителей - сделать Экологический Театр из учеников своего класса. Это будут дети одного возраста, с одинаковым режимом учебного времени, хорошо знакомые друг с другом. Минусы: ваш класс может оказаться "непоющим" - значит, будут проблемы с музыкальными номерами; во время гастролей и выступлений на уроках будет отсутствовать половина класса, а если вы решите взять всех - такой Театр (25-30 человек) будет не очень мобилен и трудно управляем. Лучше всего, когда количество актёров не превышает 8-10 человек. Можно работать в 2 или 3 состава, то есть один и тот же спектакль ставить с разными группами, но это не имеет смысла. Возможен вариант "сборного состава": разновозрастного или одновозрастного, но из разных классов. Это даст вам возможность привлечь самых талантливых детей: музыкантов, вокалистов, пластически одарённых ребят. Спектакли, сыгранные такими детьми будут более профессиональны. Минусы: трудно собирать детей на репетиции, возможны трения между взрослыми и малышами; часто такие дети занимаются в других учреждениях (музыкальных школах, хореографических студиях) и репетиции/гастроли вашего Театра будут совпадать с занятиями. Мой принцип в подборе актёров: БРАТЬ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ, но не более 10- 12 человек, причём в одном спектакле участвует, только 5-8 детей. Такой подход давал мне возможность создавать очень дружные, работоспособные и преданные "экологической идее" коллективы, хотя и приходилось тратить больше времени на вокальные, пластические и прочие занятия. Выбор темы К выбору темы нужно подходить очень ответственно. Существует 2 вида спектаклей - на местные актуальные темы и на всеобъемлющую тему "Люби Природу". Очень хороши темы местные. Спектакль о нефтяных авариях в Саратовской области пойдет лучше, чем об уничтожении тропических лесов Амазонки. Не потому, что саратовцам неинтересны проблемы Амазонки, а просто люди любят слушать о своих наболевших проблемах и их радует, что кто-то также озабочен их бедами и громко говорит об этом со сцены. Темы выбирайте "по росту". Глупо, когда 15-летние дети играют пьесы о том, что нельзя шуметь в лесу и бросать фантики (если конечно, они выступают не в детском саду). И вообще проблемы экологии и культуры поведения нужно разделять. Изучайте тему спектакля широко! Мало выговаривать "полихлорбефинил", нужно знать про него всё: кто его льет в Волгу, чем он вреден, есть ли способ бороться с этим и т.п. Желательно уметь грамотно отвечать на вопросы любопытного зрителя после спектакля, а не только зазубрить сценарий. Учитывайте место выступления и подготовленность аудитории: спектакль, посвященный Памяти Чернобыльской Трагедии будет плохо смотреться в детском саду на Празднике Птиц. И наоборот - спектакль о правилах сбора и охране лекарственных растений не стоит показывать на семинаре по проблемам утилизации токсичных отходов. Подборка информации Когда тема спектакля выбрана к сбору информации. Необходимо все публикации по выбранной теме. Такие статьи можно найти в областном экологическом вестнике " Набат", газете "зелёных" Поволжья Берегиня" (Нижний Новгород), газете "Зелёный Мир", в журналах "Экос", "Наука и жизнь". Очень ценна информация "из первых уст" - интервью с работниками природоохранных организаций, опросы населения. Стихотворный и литературный материал подбирается в библиотеке, причем это не обязательно в литературных новинках. Просмотрите сборники "Альманах советской поэзии" за разные годы - там встречаются прекрасные "экологические" стихи. Также нужные стихи можно встретить в "толстых" журналах. Часто обращался к этой теме поэт Михаил Дудин, А.Вознесенский, Р.Рождественский. В своих сценариях я использовала стихи К. Кулиева, Р.Гамзатова, Д.Сухарева, Н.Рубцова, Н.Палькина и других. Написание сценария Подобрав документальную фактическую основу будущего сценария, необходимо определить характер сценария. Он может быть сюжетный, монтажный и сюжетно-монтажный.

СЮЖЕТНЫЙ: Более всего напоминает традиционную пьесу. Все переделки известных сказок на экологический лад, а также сценарии, имеющие сквозной ход: инопланетянин попал на планету Земля или в наш город; герою снится сон, в котором он попадает в прошлое или будущее и т.п.

МОНТАЖНЫЙ: Строится на монтаже отдельных законченных сцен и миниатюр, а цельность сценария достигается при помощи стихотворных/музыкальных связок или ведущих. СЮЖЕТНО-МОНТАЖНЫЙ: Наиболее распространенный вид - заключается в существовании сюжетной линии, объединяющей отдельные самостоятельные сцены и эпизоды. Простейшие виды сюжетно-монтажного построения сценария: а) путешествие персонажа. Например, лягушонок путешествует по речке и встречает разные ситуации: загрязнения, промышленные стоки, больных рыбок, прекрасные заросли кувшинок, Русалок. В моем сценарии "Вниз по Волге-реке..." путешественники плыли на теплоходе от Твери до Астрахани и на "стоянке" в каждом городе обыгрывали проблемы городов Поволжья. б) пародия на телевизионную программу. Дикторы объявляют телепередачи, а участники пародируют телесюжеты: в "Смаке" - приготовление блюд из нитратных овощей, в "Час Пик" - встреча с Водяным реки Медведицы с рассказом о состоянии этой реки и так далее. Особенно важно продумать оригинальное начало спектакля, способное сразу привлечь внимание публики. Чаще всего это музыка или песня. Неудачное начало - изложение фактов в дикторской манере, длинный текст. Не менее важна хорошая концовка. Это может быть также песня, танец-пантомима, остановленный "стоп-кадром" или проскандированный призыв.

НЕДОПУСТИМО заканчивать спектакль мыслью "Все плохо. Экологическая катастрофа неизбежна. Мы все погибнем"! Необходимо оставлять зрителю надежду на лучшее и убедить его в том, что катастрофы можно избежать, если всем вместе встать на защиту Природы! Выразительные средства Детский Экологический Театр работает в жанре агитбригады и соблюдение законов этого жанра необходимо! Наличием в сценарии большого количества самостоятельных эпизодов диктуется ограниченное время для каждого из них - от 3 до 5 минут. Максимальное время спектакля Детского экологического театра - 20 минут. Оптимальное время - 12-15 минут. Более длинным спектаклям трудно найти применение. Спрессованность сценического времени не позволяет постепенно развивать характеры персонажей, прослеживать развитие действия. Персонажи должны быть узнаны и поняты сразу, в первые секунды! Вспомним традиционные "маски" первых агитколлективов "Синей блузы" - рабочий, буржуй, поп, крестьянин. В Экологическом Театре тоже есть свои "маски" - Природа, Человек, "зелёный", Загрязнители и другие. Каждый участник ДЭТ не имеет какого-то определённого амплуа и отдельной роли. В спектакле он играет несколько персонажей, превращаясь из одного в другой почти мгновенно - изменив лишь деталь костюма (шляпа, накидка) или взяв в руки реквизит (зонтик, метлу, глобус). Точно найденная, лаконичная деталь может сказать больше, чем пышный и трудоемкий костюм. Но минимальные средства перевоплощения - деталь костюма или предмет - обязательно требуют наличия УНИФОРМЫ: единого сценического костюма для всех участников. Это могут быть брюки/джинсы и футболки с эмблемой вашего Театра, или хотя бы одинакового цвета. Традиционный "белый верх" хотя и един по цвету, но чаще разнообразен по фасону: рубашки, блузки, водолазки, что хотя и допустимо, но все-таки ухудшает восприятие коллектива. В таком случае (если нет возможности приобрести всем одинаковые футболки) добивайтесь единого фасона - например, пусть разноцветные, (но, разумеется, однотонные!) - но обязательно водолазки. Репетиционный процесс прежде чем приступить к репетициям, необходимо размножить сценарий - у каждого актера должен быть свой экземпляр + экземпляры для аккомпаниатора, звукооператора и руководителя. Списывание "своих слов" с единственного экземпляра очень тормозит постановку спектакля. Этапы репетиционного процесса имеют следующую последовательность: • читка сценария и распределение ролей; • застольные репетиции (расставляются акценты и логические ударения в тексте, участники запоминают сценарий); • репетиции по сценам/эпизодам (отрабатываются отдельные миниатюры до полной готовности) • прогоны (сводные репетиции); • генеральные репетиции (когда полностью готов реквизит, декорации, музыка) • показ (сдача спектакля комиссии, Худсовету и т.п.) Репетиционный процесс не следует затягивать. Долгая подготовка к спектаклю охлаждает творческий настрой учащихся, процесс подготовки им надоедает, настраивает на медленную работу, и к моменту премьеры актёры могут растерять весь кураж. Желательно репетировать в помещении с нормальной сценой, но следует помнить, что там, куда вас могут пригласить выступать, сцены не окажется, а значит некоторые декорации и актёры, сидящие на полу, будут видны только первому ряду. Коллективы, привыкшие играть на большой и глубокой сцене, часто "проваливают" свой спектакль из-за неумения развернуться на маленьком пятачке. И наоборот, Театры, привыкшие репетировать в школьном кабинете, "теряются" на сцене, говорят по привычке тихо, не напрягая связок. Старайтесь репетировать в разных помещениях - иногда в спортзале, в школьном коридоре (по воскресеньям). Отрабатывайте моменты "между сценами"! После 1-ой сцены участники должны разойтись строго на те места, с которых они выходят во 2-ой сцене. Во время репетиций находите точные места для реквизита и приучайте актёров раскладывать свой реквизит строго по местам, а не бегать каждый раз в разные кулисы.

НЕДОПУСТИМО чтобы актёры перекладывали или куда-то двигали чужой реквизит! Если к началу репетиций по сценам или прогонам реквизит готов не полностью - замените его условными вещами. Например, если нет короны - пусть пока надевается шляпа, не написан плакат - разворачивайте пустой листок, не сшит костюм Мусорной Кучи - пусть исполнитель надевает хотя бы халат. Пусть первый раз участники посмеются над Королём в шляпе, но зато у актёра закрепится навык вовремя доставать эту деталь и надевать в нужный момент на голову! Сильное различие некоторых аксессуаров во время репетиций и на выступлении может отрицательно сказаться на игре актеров. Например, тяжелую ширму на репетициях актёры задевают без последствий, а сделанная специально для поездки на выступление, легкая ширма может упасть в самый неподходящий момент. На репетициях выявляются недостатки сценария, приходят в голову новые решения той или иной сцены, часто дети сами придумывают неожиданные и оригинальные ходы и реплики. Обсуждаются и обговариваются все мизансцены, устраняются ошибки, выбирается наиболее оптимальный вариант. Реквизит и декорации Особенности сценографии Детских Экологических Театров полностью отвечают лозунгу "Синей блузы": - Оформление в "Синей блузе" не должно быть громоздким. Складывай его в узел, удобный для переноски! При изготовлении декораций и реквизита для ДЭТ, удобство переноски и транспортировки должно быть главным. Если вам по сюжету необходимы цилиндры - следует подумать, как вы будете их возить, особенно если они будут сделаны из бумаги. Это же относится к бумажным цветам, венкам, костюмам из марли. Иногда лучше потратить какую-то сумму и купить искусственные цветы из ткани или пластика, чем каждый раз переделывать бумажные. Плакаты и лозунги, выполненные на ватмане лучше складывать пополам или возить в планшете размером 61х84 см (размер ватманского листа), но не скатывать их в трубочку. Такие скатки рвутся из рук во время выступления. Если вы используете стулья, как подставки для декораций - имейте в виду, что на месте выступления могут оказаться стулья с подлокотниками или скользкие, и ваш стенд/декорация будет съезжать. В таком случае необходимо приклеить на ребро стенда кусочек поролона или резины. Не стремитесь обязательно достать настоящие вещи для спектакля, особенно если они мелькают в очень коротком эпизоде. Если у вас по сцене проходят люди с канистрами бензина - сделайте эти канистры плоские из ватмана, покрасьте серебряной краской и проносите строго параллельно сцене - у публики будет создано впечатление настоящих канистр, а вам не придется нанимать автобус для перевозки декораций. Не ограничивайте свободу передвижения своего Театра (на гастроли и т.п.) ГРОМОЗДКИМ реквизитом! Часто необходима ширма. Если нет возможности сделать ЛЁГКУЮ складную ширму типа "гармошка" - сделайте ширму-занавес на стойках. Костюмы типа платьев лучше делать на "липучке", чем на пуговицах. Всегда необходимо иметь клеящую ленту "скотч", ножницы, булавки и иголку с ниткой, клей - для срочной починки реквизита. Реквизит нельзя выбрасывать! Его нужно копить - пригодится. Шляпы, противогазы, костюмы «Реки» и «Природы» - все это "долгоиграющий" реквизит, который послужит не в одном спектакле! Музыка Музыкальное оформление спектакля делится на "живое исполнение" и фонограмму. И то, и другое играет очень большую роль в спектакле и требует очень серьёзного подхода. "Живое исполнение" - это песни, исполняемые участниками спектакля под аккомпанемент и музыка, исполняемая концертмейстером или кем-то из участников. Чаще всего это пианино, хотя это - не лучший вариант (его может не оказаться там, где вам придётся выступать). Наиболее предпочтительнее иметь гитару, баян/аккордеон или электронный клавишный инструмент типа "Кассио". Песен на тему охраны природы очень мало: "Раненная птица", "Не рубите, мужики, не рубите!", "Не дразните собак" и еще несколько. Существует также несколько музыкальных версий на стихи Н.Старшинова "Давайте сохраним". Выход - найти "композитора", способного подобрать мелодию на стихи, сочиненные или найденные в сборнике. Особое место в агитбригадном жанре занимает переделка известных песен и шлягеров. Очень хорошо, если новый (экологический) текст перекликается с настоящим текстом песни. Например: "То берёзка, то рябина... Бедный лес наш костромской! Уж срубили половину - где найдёшь ещё такой?" или "Виновата ли я? Виновата ли я? Я - простая труба сточных вод! Все ругают меня, все не любят меня, А во всем виноват мой завод! - поет Сточная Труба. Виноваты во всём, виноваты кругом, Виноватых нетрудно сыскать... Так давайте от слов мы к делам перейдём – Волгу-матушку надо спасать!" - отвечают жители Поволжья Переделывая шлягеры, необходимо учитывать, что многим песням противопоказано хоровое исполнение, а некоторые из них, утеряв аранжировку, просто не звучат. И, конечно, никогда не стоит переделывать некоторые песни - такие, как например, "Священная война" или "Враги сожгли родную хату". Фонограмма - это музыкальное сопровождение спектакля, записанное на магнитофон. Даже самым бедным Театрам необходимо обзавестись хоть маленьким дешевым магнитофоном и отказаться от использования проигрывателя: попадать на нужную дорожку на пластинке очень трудно, а также пластинки часто заедают. Музыкальные эпизоды и шумовые эффекты следует записывать, точно выверяя время по секундам, чтобы фонограмма играла почти без участия человека, а звукооператор только регулировал силу звука. Неплохо собирать "фонотеку" - популярные заставки и мелодии кино, инструментальные пьесы, шумы: стрельбу, морской прибой, крики птиц. Музыка - сильное средство воздействия на зрителя, но не стоит её использовать для того, чтобы "не было скучно". Следует играть интересно, а музыкой только усиливать актёрскую работу. Те коллективы, где аккомпаниатора и инструмента нет, часто используют фонограмму "-1", записанную в школе с помощью учителя музыки. Такую фонограмму следует делать ТОЛЬКО ВМЕСТЕ С ПЕНИЕМ! Петь может не весь коллектив, а только 2-3 человека, но их голоса должны быть слышны! Иначе не всегда удается попасть в такую фонограмму. Поиски "антрепренёра" или Где нам выступать? Это одна из наиболее трудных проблем! Вы поставили спектакль, затратив на него силы и средства, показали в своей школе и на родительском собрании и тут возникает вопрос: где ещё можно выступить? Необходимо наладить тесную связь с природоохранными организациями: ВООП, Комитетами по охране окружающей среды. Пойдите в библиотеки, музей краеведения, соседние школы. Познакомьтесь с их планами работы, предложите свои услуги. НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ рекламные проспекты о своем коллективе, где указан ваш репертуар с краткими аннотациями спектаклей и временем. ОЧЕНЬ ВАЖНО: ваши спектакли не должны быть длинными! То, что с удовольствием будут смотреть ваши родители в течение 40-60 минут, может отпугнуть организаторов Конференции или другого мероприятия! Вряд ли устроители таких мероприятий захотят увидеть бенефис вашего Театра - у них и своя программа есть! Старайтесь не обижаться, а вписываться в предложенное вам время, пусть даже придётся подсократить ваш гениальный спектакль! А лучше всего - ставьте спектакли не длиннее 15-20 минут! Сделайте программки спектаклей (как в настоящем театре) - ребята могут их нарисовать сами - штук 8-10. Очень хорошо иметь афиши. В Детском Экологическом Театре нужен "летописец" - он будет вести учет представлениям, Дневник ДЭТ и составлять пресс-релизы о текущей деятельности: о подготовке премьеры, о гастролях и др. Не стесняйтесь широко распространять такую информацию - пошлите в газеты "Набат", "Берегиня", "Знайка", разнесите по школам. О вас будут знать, и тогда приглашения неизбежны. Завяжите переписку с подобными ДЭТ в области - вы сами сможете организовать себе гастроли. Участвуйте во всех природоохранных мероприятиях, Дне Земли и Национальных Днях Защиты от экологической опасности с 15 апреля по 5 июня.

Помните - ваша "раскрутка" - в ваших руках! Удачи вам, аплодисментов и “Браво!”

 

Завершенные проекты:

ZO logo

 

 

 

 

 

Реклама на сайте «Заповедники»
© Alekcandrina.RU. Разработка и продвижение сайтов. При перепечатке материалов активная ссылка на Центр Заповедники обязательна.

© 1996 - 2017 ЭкоЦентр ЗАПОВЕДНИКИ - экологическое образование и просвещение
Программы ЭкоЦентра: Учебный центр "Заповедная семинария", Экологическое движение, "Друзья заповедных островов", Волонтерские программы 2017 центра "Бурундук", Экологические тропы и визит-центры