Вход
Регистрация

Заповедные острова

Мы в соцсетях: FacebookVKInstagram

Содержание номера

Скрыть содержание

К читателям

ПОЛЮБИТЬ ЗАПОВЕДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Заповедный юбилей

Их объединяет любовь к природе Алтая

Люди заповедные

Один в поле воин

Тема номера

Партнерские отношения, переходящие в дружбу

Дружба с угольным гигантом

Событие

В ответе за рыбу

Пусть всегда будет Аист!

Акции «Зеленая планета-2019»

Экотуризм

Притяжение амурского тигра

Волонтерство

Помощники заповедных госинспекторов

Чистый берег

Практики

Тропа вокруг озера

Школьное лесничество «Муравей»

Друзья заповедных островов

Дружба длиной в четверть века

Естественно, как дышать

Опыт

Создание традиций

Миссия выполнима

Эко-академия

Клубам Друзей национального парка «Чикой» - быть!

Глазами фотографа

Заглянуть в потаенное сердце тайги

Прогулка по воде

Экопросвещение

«Живые уроки» на базе Байкальского заповедника

Доступность, несмотря на удаленность

Объединяющая идея

Содержание

«Живые уроки» на базе Байкальского заповедника

Из опыта работы школы-интерната в области экологического образования


Экотропа "Кедровая аллея"

Школа-интернат № 21 ОАО «РЖД» находится на берегу озера Байкал, в поселке Танхой, всего в 400 метрах от центральной усадьбы Байкальского биосферного заповедника и его охраняемой территории, что способствует тесному взаимодействию школьников и учителей с сотрудниками научного и эколого-просветительского отделов заповедника. Сотрудники заповедника становятся консультантами исследовательских работ школьников, совместно с педагогами школы-интерната организуют семинары, лекции и другие эколого-просветительские мероприятия.

Школа-интернат в п. Танхой — общеобразовательное учреждение со сложившимися традициями в области экологического образования и воспитания учащихся, которые формировались с 90-х годов прошлого века.

Соседство с ООПТ позволяет учителям задействовать в образовательных мероприятиях туристско-познавательную и научно-исследовательскую инфраструктуру Байкальского заповедника.

Историко-мемориальный комплекс "Байкальская переправа". Экскурсия. Школа-интернат и Байкальский заповедник сотрудничают в сферах экологического просвещения и добровольческого движения. С недавних пор началось их сотрудничество и в рамках федерального экскурсионно-образовательного проекта «Живые уроки», направленного на включение туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования. (Подробнее о проекте «Живые уроки» можно узнать на сайте www.живыеуроки.рф.)

В рамках этой программы учащиеся школы-интерната регулярно посещают туристскую инфраструктуру Байкальского заповедника в поселке Танхой: экологическую тропу «Кедровая аллея — Верховое болото», этногородок, музей природы, комплекс «Натуралист на Байкале», современный визит-центр «Байкал заповедный», историко-мемориальный комплекс «Байкальская переправа».

Новый визит-центр «Байкал заповедный», построенный в исторической местности «Порт Танхой», оснащен современными экспозициями, рассказывающими о природном достоянии России и Байкальского региона, а также о его историко-культурном наследии. Открытие визит-центра «Байкал заповедный» состоялось 11 января 2017 года при участии министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского и стало стартом Года особо охраняемых природных территорий и Года экологии в РФ. Учащиеся школы-интерната приняли непосредственное участие в праздничных мероприятиях заповедника и Минприроды.


Такие предметы, как окружающий мир, география, биология, можно изучать в музеях природы, заповедниках и просто на природе.


Всероссийский проект по экскурсионно-образовательному туризму «Живые уроки» — это визуализация учебных программ. Такие предметы, как окружающий мир, география, биология, можно изучать в музеях природы, заповедниках и просто на природе. Экскурсии за пределами школьных кабинетов имеют ярко выраженный метапредметный характер и являются мощным инструментом формирования мировоззрения и патриотического воспитания молодого поколения.

Проект позволяет решить ряд образовательных задач:

  • Он разнообразит образовательный процесс. Организация уроков в нестандартной и интересной обстановке помогает детям усваивать учебный материал.
  • Проект помогает заботиться о здоровье учащихся. Само название «Живые уроки» предполагает проведение образовательного процесса в активной и благоприятной для здоровья детей форме, будь то экскурсия в музей, поход по природным территориям или практическое освоение учащимися каких-либо навыков.
  • Прививает детям знания о культуре России и родного края. «Живые уроки» дают детям возможность больше узнать о культуре народов, населяющих Россию, об этнокультурных особенностях родного края, позволяя тем самым сохранить знания о своей культурной самобытности в период всемирной глобализации.

Интеграция туристско-экскурсионных мероприятий в образовательные программы общего и профессионального образования соответствует плану мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.

Каталог экскурсионно-образовательных туров по Бурятии для учащихся образовательных учреждений был разработан Комитетом по туризму Министерства экономики РБ и согласован с Министерством образования и науки РБ. На основе указанного каталога и опыта школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» мы предлагаем адаптированный список экскурсионных программ, которые можно реализовать на туристских объектах Байкальского заповедника.

Уроки на базе Байкальского заповедника — эффективное дополнение к изучению таких учебных предметов, как окружающий мир, история, география, биология, литературное чтение, краеведение, бурятский язык, байкаловедение и др.

Занятия знакомят ребят с природой Байкальского региона, природоохранными традициями народов, проживающих в Прибайкалье, историческим наследием региона, дополняют традиционные уроки, расширяют границы классно-урочного пространства, обогащают внеурочную деятельность, проверяют освоение компонентов учебной деятельности в необычной для детей среде.

ЭтногородокСистематические школьно-заповедные занятия включают в себя заповедные уроки, интерактивные занятия, конкурсы, викторины, различные акции, решение проектных задач с использованием ресурсов заповедника, обширную экскурсионную программу, а также исследовательскую деятельность.

Важным результатом сотрудничества школы и заповедника становится то, что подготовленные таким образом старшеклассники могут самостоятельно проводить экскурсии по отдельным экспозициям заповедника.

 

 

Татьяна БАШНАЕВА, учитель географии

ЧОУ «Школа-интернат № 21 ОАО «РЖД»

Фото предоставлено автором