Главная ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ЭКОЦЕНТРА И снова об экологическом просвещении на заповедных территориях!

И снова об экологическом просвещении на заповедных территориях!

Внимание, откроется в новом окне. ПечатьE-mail

intervyuЭто интервью было проведено Александром Лотовым, сотрудником Алтайского заповедника два с половиной года назад. Я наткнулась на него случайно, перечитала и решила поделиться с посетителями нашего сайта. Мне представляется, что оно не утратило своей актуальности.

Беседа с Н. Р. Данилиной

А.Л. 1-го апреля 2011 года Эколого-просветительский центр «Заповедники», который вы создали и возглавляете, отметил свое пятнадцатилетие. Насколько я знаю, государственные заповедники в России возникли как природоохранные учреждения, и экопросвещение населения было как бы непроявленной стороной их деятельности.

Наталья Романовна, чем же обусловлено усиление роли экологического просвещения населения в конце 90-х – начале 2000-х годов в российских заповедниках и национальных парках?

Если сказать кратко, то объективной необходимостью! В 90-х на фоне политических перемен развивается сильнейший экономический кризис, который обрушился и на охраняемые территории. Проживающие вокруг и на ООПТ люди лишились привычных источников существования, выросла безработица, бедность населения. Резко усилился пресс браконьерства, участились случаи нарушений закона на охраняемых территориях, причем и местными жителями и пришлыми предприимчивыми дельцами. Столкновения с браконьерами на ООПТ порой заканчивались трагически для работников охраны.

Невозможно забыть гибель в 1995 году во время рейда от рук браконьеров трех инспекторов охраны Саяно-Шушенского заповедника.Представители власти, в ряде регионов, предпринимали активные попытки «прибрать к рукам» и использовать отнюдь не в природоохранных целях все имеющиеся природные ресурсы, часто, невзирая на законы.В этот период местное население, в своем большинстве, относилось к ООПТ либо никак, либо откровенно враждебно и этим нередко пользовались местные политики, которые старались завоевывать голоса популистскими обещаниями решить все экономические проблемы района, закрыв заповедники и отдав природные ресурсы народу. Притом, что в ряде случаев людям действительно негде было пасти скот, косить траву, заготавливать дрова, поскольку с созданием заповедника они лишались традиционных угодий. Например, противники созданного в 1993 году Керженского заповедника, буквально забрасывали протестными письмами Правительство России и Государственную думу. Или на заседании Аяно-Майского районного совета в Хабаровском крае принималось, разумеется, не имеющее никакой юридической силы, но выражавшее мнение многих местных жителей, решение о закрытии Джугджурского заповедника. Нужно было вести диалог с людьми, снимать возникающее напряжение, привлекать их на сторону ООПТ, понимать и учитывать интересы людей, живущих в сфере влияния ООПТ, чтобы добиться ответного (!) понимания жителями ценности и нужности заповедника. Совместно искать и находить компромиссные решения. Без этого заповедникам невозможно было выжить, а значит, работа с населением стала жизненно необходимой.

В то время я участвовала в разработке Федерального закона об особо охраняемых природных территориях, в который и было введено положение, что государственные природные заповедники являются "природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями". Ни в одном нормативном документе, действовавшем ранее, об экологическом просвещении не говорилось. Это было продиктовано необходимостью удержать заповедную систему от разрушения в этот крайне тяжелый и весьма противоречивый для страны и заповедников период. Закон был принят в 1995 году, он базой для развития заповедного дела на последующие десятилетия.

Кроме того, я подчеркну, что в большинстве стран мира, имеющих сильную систему ООПТ, это США, Канада, Австралия, интенсивное экологическое просвещение населения началось значительно раньше. Ведь ни в одной демократической стране ООПТ не могут существовать без общественной поддержки. Мы отставали в этой работе, по крайней мере, лет на 25-30. Сегодня можно сказать, что есть у нас ООПТ, которые по уровню работы с населением ничуть не слабее, чем лучшие парки и иные ООПТ в мире.

А.Л. ЭкоЦентр «Заповедники» активно взаимодействует со многими заповедниками, в том числе с Алтайским. За 15 лет ЭкоЦентром проведена огромная работа. Расскажите, хотя бы коротко, что удалось сделать, и что еще предстоит?

Главный результат то, что, экологическое просвещение стало нормой для заповедников России. Те, кто пришел в заповедники в нулевых годах даже представить себе не могут, с какими сложностями пробивало себе дорогу это новое направление в 90-х. Борьба шла и на уровне многих коллективов заповедников, а также в Государственной думе, в Академии наук, внутри заповедной общественности! По разные стороны «баррикад» стояли уважаемые и авторитетные люди. Многие не хотели принимать экологическое просвещение, как обязательное для заповедников дело.

Пройдя через эти «боевые действия» я вышла с убежденностью, что нужна организация, которая станет продвигать заповедное просвещение. И в 1996 году был создан ЭкоЦентр «Заповедники» .

Что удалось? Была создана и утверждена на ведомственном уровне Концепция эколого-просветительской работы в заповедниках и национальных парках. Причем не просто подписана и положена на полку, а активно внедрена! Была разработана методическая база ведения этой работы, в том числе методы интенсивной подготовки специалистов по экологическому просвещению на ООПТ. На курсах ЭкоЦентра были подготовлены (и продолжают подготавливаться) специалисты, способные развивать новое для ООПТ направление деятельности. В большинстве заповедников и национальных парков страны сегодня работают наши «выпускники». Это позволило в 2000 году «узаконить» новую для заповедников специальность. Должность «специалист по экологическому просвещению» была введена в тарифные сетки и штатные расписания всех заповедников и национальных парков. Для тех, кто не был знаком с заповедниками в 90-х, подчеркну – не было этого ранее! Появились заместители директоров заповедников и национальных парков по экопросвещению, отделы экологического просвещения. Таким образом , экологическое просвещение заняло свое важное место в работе ООПТ. Убеждена, в том, что российские заповедники и национальные парки сохранились и развиваются, велика заслуга наших эко-просветителей.

Сегодня сеть федеральных ООПТ стала своеобразным сетевым эколого-просветительским институтом. И я горжусь своей причастностью к такой значимой работе. За эти годы сформировалась плеяда талантливых заповедных просветителей. Есть замечательные специалисты, работающие в заповедниках, иных ООПТ Республики Алтай и Алтайском крае. Например, Репетунова Елена Васильевна – невероятно творческий человек и наставник многих сегодня уже успешных и опытных специалистов по экологическому просвещению. Таких как, Светлана Шигрева, Алтайский заповедник,

Что предстоит? Сегодня идут ожесточенные дискуссии об экологическом туризме. То, что туризм может и должен быть эффективнейшим методом экологического просвещения – у меня нет сомнения. О том, что пользоваться этим инструментом нужно умело, говорит богатый опыт ООПТ во всем мире. Так же как и о том, что получить от развития туризма положительный эффект как для экологического просвещения , так и для экономики, можно только при грамотном планировании и выполнении этой работы. Иначе результат будет прямо противоположный. Кстати, наглядный пример того, сколь разрушительным может быть неуправляемый туризм для природы я наблюдала на Алтае, в Чаткальском районе.

Сегодня в России дан серьезный импульс для развития экологического туризма на ООПТ, в том числе и вовлечению в эту работу заповедников. Нужна грамотная, с использованием мирового опыта, стратегия развития туризма (где он нужен, где возможен, а где недопустим?!). Нужна четкая законодательная и нормативная база организация такого рода деятельности, и внутри ООПТ и в их взаимодействии с туристическим бизнесом, иными партнерами. Нужен механизм контроля за использованием столь «острого» инструмента и, конечно, нужны грамотные специалисты. Заклинания о недопустимости туризма в заповедниках вообще вряд ли могут быть конструктивны. Но и волевые решения в этой сфере, не подкрепленные стратегическими и нормативными документами, методическими разработками, а также отсутствие системы контроля, знаний и опыта у исполнителей невероятно опасны. Вот на преодолении этих противоречий и непростых проблем должна быть направлена работа в ближайшее время.

А.Л. В книге «Современная идея дикой природы» (В. Борейко)

написано: «Без новых идей и концепций мы обречены вновь и вновь повторять старые ошибки. Нам необходимо создать новые мифы, чтобы в третьем тысячелетии сохранить биосферу. Одной из таких свежих и перспективных идей является идеал дикой природы…».

Возможно, этот идеал (образ, психотип человека) как раз может быть той новой идеей (мифом)? Если мы не спасем (буквально) человека, то удастся ли нам сохранить природу? Тогда точно может быть как в книге Г.Альтшуллера и М.Рубина «Что будет после окончательной победы»: бесприродная техническая цивилизация.

Наталья Романовна, что Вы думаете об идеале экологического образования?

Прежде всего, скажу, что я не являюсь поклонником и сторонником Владимира Борейко. Не приемлю его черно-белых, большевистских оценок и разделения всех на своих и врагов. Граничащих порой с невежеством безапелляционных суждений о том, с чем он мало знаком. Вообще не приемлю цитатников, как руководства к действию. Хотя его работа по реферированию и популяризации идей западных философов, несомненно, ценна.

Если экологическое образование будет вестись, как вдалбливание в головы людей набора информации и руководящих указаний , то оно будет обречено на неудачу. Конечно, есть люди, которых, принятии ими решений, можно и нужно остановить только суровыми руководящими указаниями, но это те, кого уже упустили, не обучили и не воспитали. Образование и просвещение работает на будущее. Как показывает жизнь, это будущее наступает очень быстро, ведь за период нашей рабочей жизни происходит смена поколения, так что слова «работа для будущего» не должны действовать расслабляющее!!! Ответ на вопрос об идеале экологического просвещения, или об идеальном подходе к экологическому просвещению непростой и ответить в формате интервью на него сложно. Мне представляется, что сформировать некий устойчивый, нежно относящийся к природе, психотип человека у целой нации – фантастика! И замечательно, что человеческие психотипы различны, все люди разные. В этом и есть залог выживания человеческого общества. В его разнообразии!

В своей красоте, гармонии природа может служить идеалом. Несомненно. Но человек, лишенный многих атрибутов цивилизации уже не может существовать в ней. Увы, или к счастью, кому как нравится, но мы уже лишены густого и теплого волосяного покрова, не готовы питаться подножным кормом. Значит, определенный уровень развития цивилизации для современного человечества необходим и освоение природных ресурсов неизбежно. На мой взгляд, звать людей назад, в пещеры, чтобы жить в идеальной гармонии с дикой природой нелепо. Беда в том, что сформировавшееся общество потребления не имеет «тормозов». Таким «тормозом» должна быть культура, возможно, именно, экологическая культура. Хотя, полагаю, что человек с высоким уровнем культуры вообще, не может не быть экологически грамотным.

Нужны ли новые мифы? Не знаю. Если кто-то талантливо и ярко сочинит, замечательно! А вот знать свои традиции, корни, опыт предшествующих поколений, в том числе и в сфере взаимодействия с природой, необходимо. Взять к примеру, богатые исторические традиции народов Алтая в их общении с природой. Возрождение традиционных знаний народов, использование исторического опыта в современной жизни задача важная и интересная.

Сформировать в обществе высокий уровень экологической культуры, да просто высокий уровень культуры – это действительно цель эко-просветителей, и не только «эко … »! И те, кто работает в сфере культуры часто являются, могут и должны быть нашими единомышленниками, союзниками. Это педагоги и музейщики , библиотекари и театральные деятели, люди иных творческих профессий, ученые, да вообще все, кто обеспокоен снижением уровня культуры в российском обществе, утратой традиций, опасностью потери исторического, культурного и природного наследия.

 

Завершенные проекты:

ZO logo

 

 

 

 

 

Реклама на сайте «Заповедники»
© Alekcandrina.RU. Разработка и продвижение сайтов. При перепечатке материалов активная ссылка на Центр Заповедники обязательна.

© 1996 - 2017 ЭкоЦентр ЗАПОВЕДНИКИ - экологическое образование и просвещение
Программы ЭкоЦентра: Учебный центр "Заповедная семинария", Экологическое движение, "Друзья заповедных островов", Волонтерские программы 2017 центра "Бурундук", Экологические тропы и визит-центры